Провал в катакомбы историческому центру Одессы больше не угрожает. В
том смысле, что строить метро в нашем городе больше не собираются. Эту
благую весть донёс до сведения журналистов заместитель начальника
областной ГАИ Анатолий Карпенко. Вместо этого, по его словам, городская
администрация решила ввести «сквозной» автобусный маршрут: «Ул.
Паустовского (Посёлок Котовского) - ул. Архитекторская (Посёлок
Таирова).
В таком начинании не было бы, по сути, ничего нового,
если бы место нынешних «Богданов» и «Эталонов», работающих в режиме
маршрутного такси, не отводилось сверхвместительным «МАЗам»,
действующим в «экспресс-режиме» с минимальным количеством фиксированных
остановок. В этой схеме автобусам средней вместимости отводится только
роль «подтанцовки», то есть подвоза пассажиров к остановкам «сквозных»
автобусов.
Но, как выяснилось в ходе общения с руководством
облГАИ, одним лишь этим «благодеянием» в адрес владельцев маршрутных
такси городские власти решили не ограничиваться. Очевидно, поймав
кураж, управление транспортного комплекса Одессы решило вообще избавить
центр города от маршруток. По данным Анатолия Карпенко, оттуда
предполагается вывести до 2 тысяч маршрутных такси, которые, по его
мнению, «зачастую просто дублируют друг друга». Высвободившийся при
этом транспорт решено направить на пригородные линии.
Всё это
вместе взятое должно, по мнению разработчиков новой городской
транспортной программы, очистить город от транспортных пробок, и, как
следствие, облегчить одесситам процесс доставки «себя любимых» в точки
назначения.
Что ж, на первый взгляд - всё красиво. Но, если
разобраться внимательнее, то поневоле вспоминается суворовское
выражение о том, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Теперь об этих самых «оврагах» подробнее.
Во-первых.
Введение сквозных автобусных маршрутов с минимальным числом остановок
означает, что большинству пассажиров придётся двигаться к месту
назначения с пересадками, А это не только потеря времени, но и
возникновение дополнительных денежных расходов. Причём, даже если
тарифы на один проезд будут пересмотрены в сторону понижения, что очень
проблематично, ежедневные расходы большинства одесситов, не имеющих
собственного транспорта, значительно возрастут. Таким образом, новая
программа в случае её реализации реально ухудшит материальное положение
большинства жителей города.
Во-вторых. Организация нескольких
пересадочных пунктов требует отведения огромных площадей для отстоя и
возвратного движения уже не мелких «Газелей», а вполне себе солидных
«Богданов». По подсчётам народного депутата горсовета Павла
Серебряника, на каждый из таких остановочных пунктов будет приходиться
не менее 250(!) автобусов. Где же они смогут разместиться, скажем, на
Привокзальной или Старосенной площадях? Да и в районе Пересыпского
моста места для них немногим больше! А если так, то они попросту
заблокируют движение транспорта в этих ключевых для города местах, что
чревато транспортным коллапсом для города в целом.
В-третьих.
Почему для разгрузки от транспорта городских улиц оттуда следует
убирать востребованные населением пассажирские автобусы, а не
припаркованные вдоль обочин частные авто, сужающие проезд по улицам
практически вдвое?
В-четвёртых. Непонятно, насколько намерения
муниципалитета вывести значительную часть маломестного пассажирского
транспорта в пригород согласуется с Программой развития пассажирского
транспорта области? На встрече с журналистами начальник Управления
морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Александр Голокоз
заявил о том, что этот вопрос с ним даже не обсуждался(!).
В-пятых.
Интересно, а как новая транспортная инициатива городских властей
стыкуется с реализуемой в настоящее время Городской программой развития
пассажирского транспорта до 2015 года? По данным Павла Серебряника,
новые намерения городского Управления транспорта «режут под корень»
инвестиционные планы большинства городских перевозчиков. И, в первую
очередь, тех из них, кто откликнулся недавнюю просьбу города закупать
современные «Богданы» для перевозки пассажиров на наиболее протяжённых
и востребованных городских маршрутах. Подобное поведение не только
демонстрирует «благодарность» к «отзывчивым» транспортникам со стороны
местных руководителей, но и подрывает, по сути, инвестиционную
привлекательность одной из сфер жизнедеятельности Одессы в целом. И
правда, кто же поверит после этого на слово тем людям, которые меняют
правила игры в ходе самой игры?
В общем, нынешние действия «отцов
города» на транспортном поприще в очередной раз свидетельствуют о том,
что «перед тем, как сказать, что это хорошо, следует всё же подумать, а
хорошо ли это?»
Алексей Туманов для Одессы на Гудзоне