Праздник Шавуот (украинские евреи говорят Швуэс) — праздник Дарования Торы, который отмечается на пятидесятый день после Песаха.
Еврейские
мудрецы поясняют, почему этот день называется днем «дарования», а не
скажем «получения» или «принятия» Торы. «Получение» предполагает, что
вы находитесь на одном уровне с дающим и вполне заслужили ту вещь,
которую соглашаетесь принять. «Дарование» же значит, что дарящий и
получающий находятся на разных уровнях и подарок явно превышает заслуги
получателя. — Так вот, — объясняют мудрые люди, — Тора, на основе
которой выстроен этот мир, — бесценна и нет ничего, что сделало бы нас
равными и достойными ее принятия. Ее Дарование можно объяснить только
милостью со стороны Всевышнего. Но и к такому получению дара нужно как
следует подготовиться и поэтому первые семь недель пребывания в пустыне
после ухода из Египта евреи духовно очищались и возвышались, пока к
пятидесятому дню они, наконец-то, не достигли уровня, на котором ТАКОЙ
ПОДАРОК можно было бы получить без ущерба для духовного и физического
здоровья.
Хотя обычно мы называем этот праздник — Шавуот (в крайнем случае, говорим «Праздник Дарования Торы») — он имеет 4 названия.
Первое
из них — «Праздник жатвы», так как праздник приходится на время жатвы
пшеницы, вызревающей позже всех других злаков (естественно, это
относиться к территории Израиля). В дни существования Храма этот
праздник отмечался принесением в Храме нового хлебного приношения
Всевышнему.
Второе название — «праздник Шавуот», то есть "праздник
недель" или "семерок" (на иврите «шева» - «семь», «шавуа» — «неделя»)
дано потому, что перед наступлением праздника мы отсчитываем семь
недель.
Третье название — «День бикурим (первых плодов)», связано с
тем, что в этот день начинается «сезон первых плодов». Во времена
существования Храма каждый еврей укладывал в корзину определенное
количество плодов из числа видов, которыми славится Эрец-Исраэль (Земля
Израиля) и приносил их в Храм, где священнослужитель-коэн принимал
корзину из его рук и укладывал на храмовый жертвенник.
Четвертое
название — Ацерет («Собрание»). Это название не упоминается в Торе и
было введено еврейскими мудрецами, которые часто им пользовались.
«Собранием» праздник назван потому, что является как бы восьмым днем,
завершающим семь дней Песаха, и тесно связан с ними. Дни счета омера
между Песахом и Шавуотом, не разделяют праздники, а соединяют их и
поэтому Шавуот получил название Ацерет Песах.
Этот праздник также
назван Ацеретом потому, что с этим праздником не связана никакая
особенная заповедь, не исполняемая в остальные дни года и его
праздничный характер выражается в том, что в этот день воздерживаются
(«нээцарим» на иврите) от исполнения работы.
В ночь накануне Шавуота
принято не спать всю ночь и учить Тору. Делается это для исправления
ошибки, допущенной евреями 3319 лет назад, когда народ стоял у подножия
горы Синай. Тогда, готовясь к получению Торы, евреи настолько
утомились, что проспали начало. Ну не совсем проспали, но вместо того,
чтобы с восходом уже быть на ногах они спокойно спали еще несколько
часов, как будто бы их это совсем не волновало.
Мудрецы объясняют,
что этот сон вовсе не был проявлением равнодушия, а осмысленной линией
поведения. Спящий человек не связан тревогами и заботами окружающего
мира, не погружен в быт, не занят удовлетворением реальных и мнимых
потребностей. Его душа воспаряет над бренным телом и евреи решили, что
именно это состояние, состояние спящего, будет наиболее пригодным для
принятия Торы. Они не отказывались от служения Творцу, но считали, что
идеалы Торы будут так лучше приняты. Но наутро, пробудившись от громких
звуков шофара, евреи с ужасом поняли, что ошиблись.
Так и повелось,
что для исправления этого досадного недоразумения, из года в год, в
ночь перед Шавуотом евреи бодрствуют, изучая специальную книгу. Книга
называется «Тикун лейл Швуэс» («Исправление ночи Швуэса) и в ней
собраны отрывки из всех книг и глав Танаха (Торы, книг Пророков и
Писаний) и других еврейских книг, так что в течение ночи человек как бы
прочитывает всю Тору.
В этом году, также как и в прочие, в синагоге на ул. Осипова, 21 также пройдет ночная учеба, на которую приглашаются все евреи.
В
день праздника, во время утренней молитвы, прочитывают вслух 10
заповедей, причем принято, чтобы их чтение слушали все, даже
новорожденные младенцы (при этом следует понимать, что Тора не
ограничивается 10 заповедями и на горе Синай мы получили именно ВСЮ
Тору, а не какое-то количество заповедей).
В праздник Шавуот в
некоторых общинах принято читать одну из книг Танаха — книгу Рут
(Руфь), где рассказывается о великой прабабке царя Давида.
В
некоторых общинах принято украшать помещение синагоги зеленью и цветами
(гора Синай, возле которой еврейский народ получил Тору в это время
покрыта зеленью).
В дни праздника категорически запрещено поститься,
и принято есть молочную пищу. Почему именно молочную? А просто сразу
после Дарования Торы и введения законов кашрута у евреев не было
кошерного мяса, и первое время им приходилось есть только молочные
продукты.