У этого праздника есть 4 названия:
а) хаг ѓа-авИв - праздник весны (слово "хаг" и означает "праздник")
б) хаг ѓа-херУт - праздник свободы
в) хаг ѓа-мацот - праздник пресных хлебов (та самая знаменитая маца)
г) хаг ПЕсах. Это название и является наиболее употребляемым.
По-русски (и в некоторых иных языках) праздник принято называть "Пасха", но это
неверно, поскольку слово «Пасха» - искаженное греческим языком арамейское слово
"Писха" (тот же Песах, только по-арамейски). К тому же в нынешние времена Пасха
- совсем другой праздник другой культуры и религии, да и никакой смысловой
нагрузки слово "Пасха" не несет.
В отличие от Пасхи название "Песах" вполне значащее. Оно произошло
от ивритского глагола "лифсОах" - миновать, обойти (в прошедшем времени - как
раз и получается "песах") - как напоминание о десятой казни, когда Всевышний,
поражая первенцев Египта, обошел дома евреев, казнив только египтян. И
например, в английском языке праздник Песах называется Passover (переход, обход) что гораздо
больше соответствует изначальному названию.
Теперь разберемся с остальными названиями
"Праздник весны". Так Песах называется потому что случилось это
весной (как формулировал Булгаков в "Мастере и Маргарите" - "в весеннем месяце
нисАн")
"Праздник свободы" - потому что в этот день еврейский народ
освободился от ига египетского рабства и, покинув пределы Египта, отправился в
землю, которую Всевышний обещал им еще со времен Авраама Исаака и Яакова. (Это
кстати, случай уникальный - обычно народы завоевывали себе свободу, прогоняя
прежних владык, и основывая свое свободное государство на той же земле, а тут
взяли и ушли с чужой земли (именно потому что чужая, и отправились владеть
собственной землей. А вы говорите "мировое господство, мировое господство...").
Ну и наконец-то "праздник пресных лепешек" - как напоминание о том,
что евреи так стремились к свободе, что, получив приказ Б-га - уйти из Египта, они
даже не стали ждать, пока взойдет тесто (оставленное для того чтобы опара
взошла к утру), и отправились в пустыню с чем было. В результате им пришлось
есть муку смешанную с водой, то есть мацу.
В ТОре (Пятикнижие Моисеево) дана заповедь - избавляться на все дни
Песаха от всего хОмеца, имеющегося в доме (хОмец - продукт брожения одного из
пяти злаков: пшеницы, полбы, ячменя и т.д. Как пример хОмеца - все злаковые спирты,
пиво, хлеб и т.д.) ХОмец либо уничтожают, либо выкидывают либо продают (пример:
бутылка водки. У кого-то поднимется рука ее вылить, у кого-то хватит печени
чтобы выпить ее до наступления праздника, остальным же, слабым духом и печенью,
следует эту водку продать). Существует специальная процедура, когда евреи
поручают своему раввину продать весь имеющийся у них в доме хомец, а то, что не
продано и не уничтожено объявляется ничейным и не имеющим для бывшего хозяина
никакой ценности, как прах земной.
В ночь с 14 на 15 нисана (как раз в то время, когда в 2448 году от
Сотворения Мира (сейчас, напомним, 5768 год) евреи выходили на свободу, принято
устраивать специальную праздничную церемонию, которая называется "пасхальный
сЕдер" (от слова "сЕдер" - "порядок"). Такое название церемония получила потому,
что она строго упорядочена и каждый ее этап следует один за другим. Порядок
проведения сЕдера описан в книге, которая называется "Пасхальная АгадА" ("Пасхальное
сказание"). Седер принято проводить в каждой семье, причем каждому из членов
семьи, включая маленьких детей, здесь отводится своя роль - кто что должен
делать, говорить и т.д. Обычно, как уже говорилось, седер - дело семейное, но на
него принято приглашать гостей, а для тех, кто не знает, как его провести или,
по каким-то причинам не может это сделать, (ну, например, оказался в другом
городе) еврейская община устраивает сЕдеры, на которые может прийти любой
человек.
В ходе седера рассказывают историю Исхода из Египта, выпивают четыре
бокала вина (не сразу конечно, а на определенных этапах церемонии (есть много
толкований, почему именно четыре, я их не буду приводить)), едят мацу (как
напоминание о нашем стремлении к свободе), едят хрен и горькую зелень (как
напоминание о горечи рабства).
На пасхальном столе обязательно должно находиться блюдо (называется
кеарА) на котором лежат следующие вещи
-
ЗрОа - кусочек зажаренного до черноты
куриного мяса. Это напоминание о пасхальном жертвоприношении, которое евреи ели
в ночь Песаха во времена существования Храма. Сейчас зроА не едят (именно
потому, что Храма, где можно было бы приносить эту жертву, не существует) и
поэтому кусок специально обугливают, делая несъедобным даже на вид;
-
Яйцо, сваренное вкрутую - как напоминание о
праздничном жертвоприношении (во времена существования Храма);
-
МарОр - листья горького салата или
нарезанный хрен, как напоминание о горечи рабства;
-
КарпАс - кусочек сваренной картошки. Его окунают
в соленую воду и едят в память о слезах, пролитых евреями в рабстве;
-
ХарОйсэс - смесь из тертых яблок и
орехов, заливаемая красным вином. По виду эта сладкая смесь похожа на глину и
напоминает от том, как евреи в Египте были рабами и по приказу фараона строили
египетские города.
-
ХазЕрет - натертый хрен, как напоминание
о рабстве. Вначале его вкус кажется мягким и, лишь разжевав его, понимаешь, что
это такое. Так же и с рабством - первое время пребывание евреев в Египте было
довольно сносным, и лишь потом фараон явил себя во всей красе.
Это очень и очень краткое изложение крохотной доли обычаев и
символов праздника Песах. Подробнее узнать о Песахе, поговорить с раввином, а
также заснять часть действа (например, процедуру срифАт хомЕц - сжигание
хомеца) можно будет в еврейской общине Одессы (Осипова, 21, тел. 728-07-70)
А вот еще несколько бонусных информашек по поводу праздника и того,
что за ним воспоследует
БдикАт-хомЕц (поиск квасного)
В ночь, предшествующую первой пасхальной ночи (в этом году, в связи
с тем что эта ночь выпадает на субботу все описанное смещается на день вперед,
т.е. за два дня ндо начала Песаха, вечером 17 апреля), проводят церемонию
поиска квасного - бдикат-хомец. Вся семья собирается вместе, вооружается
птичьим перышком и деревянной ложкой, и обязательно при свете свечи,
отправляется на поиски хомеца. Обычно делает это отец, при активной (как
иначе?) помощи детей. Внимательно осматривают весь дом, не избегая
труднодоступных мест (там проводят птичьим перышком, чтобы извлечь крошки,
которые могут туда завалиться). Найденный хОмец (крошки и т.д.) сметают
перышком в ложку и оттуда в кулечек.
Перед началом церемонии произносится благословение на поиск хОмеца,
но, поскольку к этому времени дом уже очищен от всего хомецОсодержащего, то,
чтобы не произносить благословение всуе, накануне в заранее условленные места
раскладываются хлебные крошки, завернутые в бумажки. Главное здесь: не забыть,
куда их положили, иначе приходится всерьез перерывать весь дом! Утром
«найденный остаток» хОмеца уничтожают Тот самый биУр-хомЕц (уничтожению
квасного) или срифАт-хомЕц (сожжение квасного) о котором уже говорилось).
С первым днем Песаха в еврейском календаре наступает лето! Как вы
сами понимаете, лето настанет не у нас, а далеко на юге, но еврейский календарь
привязан исключительно к Эрец-Исраэль. Соответственно, еврейские молитвы о
дожде и росе касаются исключительно исторической родины, потому что здесь росы
и дождя и так хватает...
Также с первого дня Песаха начинаются дни отсчета омера.
Омер - мера объема. Заповедь вести отсчет 49 дней (семи полных
недель) между праздниками Песах и Шавуот дана в Торе, а поскольку начало
отсчета совпадает с днем, когда в Храме приносили в жертву первые плоды нового
урожая (размер приношения - как раз омер, примерно 1,1 л), то эти дни получили
название «отсчет омера». Согласно еврейским законам вечером (или, в крайнем
случае, утром) еврей должен произнести следующие слова «Сегодня первый
(седьмой, двадцать девятый и т.д.) день счета омера». Если прошло больше семи
дней, то добавляют номер недели, например «двадцать четвертый день или три
недели и три дня счета омера». Поскольку каждый еврей обязан самостоятельно
считать омер, то на вопрос «Какой сегодня день омера?» принято отвечать: «Вчера
был такой-то день», чтобы вопрошающий сам подсчитал, какой же именно сегодня
день.
Дни счета омера имеют траурный оттенок (т.н. полутраурные дни) в
знак скорби по 24 тысячам учеников рабби Акивы, умершим в этот период от
эпидемии. В дни счета омера не играют свадеб, не устраивают увеселений и не
стригутся (единственный перерыв - на 33-й день счета, в праздник Лаг-ба-оймер).