Чуду Хануки предшествовали почти 3500 лет человеческой истории, которые
вместили в себя много -- шесть дней Творения, убийство Ѓевеля Каином,
Всемирный потоп и сооружение Вавилонской башни, а также великий
завоевательный поход Александра Македонского, его внезапную смерть и
распад империи на четыре враждующих государства.
Сначала
казалось, что евреям повезло -- они попали под власть египетских
(опять!) владык Птолемеев -- толерантных и веротерпимых интеллектуалов
с уважением и интересом относившихся к евреям и их религии. Однако
еврейское счастье кончилось очень быстро, примерно через 150 лет, когда
власть над Эрец-Исраэль захватили правители Сирии -- Антиохи (там как
во Франции времен Людовиков -надцатых шла целая череда правителей с
незамысловатым именем Антиох).
Греко-сирийцы вознамерились
решить еврейский вопрос и начали усиленно бороться с еврейской
культурой и религией, одновременно насаждая древнегреческую (эллинскую)
культуру и эллинскую же религию. И надо признать, что среди евреев у
них нашлось немало сторонников-митъявним (переводится с иврита как
«огречившиеся», т.е. эллинисты). Доводы их были просты и понятны:
древнегреческая культура -- это во-первых, -- красиво; во-вторых, -- прогрессивно (Аристотель, Платон, Сократ, Фалес Милетский, Олимпийские игры, гимнастика в обнаженном виде…); в-третьих, -- они нас победили, нам при них жить и нам надо как-то устраивать будущее детей.
А Антиохи из номера в номер были рады стараться, издавая указ за
указом. Особенно старался Антиох Четвертый. Они запретили изучение Торы
и обрезание (некоторые особо ретивые ассимиляторы даже шли на крайне
болезненную операцию по пришиванию себе той «пары пустяков», которую им
отхватили в восьмидневном возрасте). В Храме была водружена статуя
Зевса, а некто Апостумос даже сжег свиток Торы!
Зная евреев,
можно было ожидать восстания, и оно случилось. Началось все в городке
Модиин, где-то на полпути между Иерусалимом и нынешним Тель-Авивом.
Отряд греческих солдат прибыл туда, чтобы заставить евреев принести
жертву Зевсу (причем, в качестве жертвы предлагалась свинья). Некий
еврей таки согласился «порвать с проклятым прошлым и стать на путь
исправления» и тогда один из городских старейшин -- Матитьягу бен
Йоханан убил его и призвал народ к восстанию.
За Матитьягу
пошли многие, однако, он был уже стар и через год скончался, а
руководство восстанием взяли на себя пятеро его сыновей, известных под
прозвищем Маккабим (Маккавеи). Умело используя преимущества родных гор,
а также помощь Всевышнего повстанцы за три года разгромили вшестеро
превосходящие силы противника и вступили в Иерусалим. Сразу же после
победы и изгнания захватчиков из Иерусалима, братья Маккаби приступили
к очистке территории Храма. 25 кислева все «ремонтно-восстановительные»
работы были завершены, и евреи приступили к церемонии освящении Храма.
Одним из ее этапов было зажжение храмового светильника -- Меноры --
однако, для этого требовалось специальным образом изготовленное
оливковое масло (на него шли первые капли первого жима, причем перед
сбором урожая сборщики окунались в ритуальный бассейн (микву), чтобы
находиться в состоянии ритуальной чистоты). Между тем, греки успели
привести в негодность все запасы «горючего», так что на всей территории
Храма удалось найти лишь один кувшинчик с печатью первосвященника. Этой
порции хватало лишь на один день, тогда как на приготовление новой
порции масла требовалось восемь дней.
Можно было бы подождать,
но тогда эти восемь дней Храм простоял бы недееспособным (при еврейской
власти!) и братья решили действовать. Они залили это масло в Менору и
дальше случилось чудо -- однодневного запаса масла хватило на восемь
дней.
Праздник Ханука длится восемь дней, но что именно мы
празднуем в эти дни -- мнения расходятся. Однозначно, мы не празднуем
освобождение Иерусалима и победу над греко-сирийцами (конечно
празднуем, но не восемь же дней подряд!). В Хануку празднуется чудо с
кувшинчиком масла. Правда, по мнению одних мудрецов братья залили весь
запас сразу же, по другой версии -- разделили его на восемь равных
порций и заливали ежедневно одну восьмую дневной нормы. В первом случае
в этот день празднуется «просто» начало освящения Храма (масла в Меноре
хватало на горение по обычным физическим законам), а во втором случае в
этот день отмечается и начало ханукального чуда, потому что масла на
целый день горения не хватало. Начиная со второго и по седьмой день
никаких вопросов не возникает -- при любой версии заправки Меноры масла
там не хватало и это было чудо.
ХАНУКА: А МЫ ТАКИЕ, ЗАЖЖИГАЕМ…
Основной принцип зажжения ханукальных светильников -- пирсуме нисе
(оповещение о чуде), то есть светильники нужно расположить так, чтобы
как можно больше людей видели свечи Хануки. Для тех, кто живет на
первых этажах, можно поставить светильник на подоконник, однако, если
он находиться выше 9,6 м от уровня земли, то так делать не следует. В
этом случае светильник ставят на стул в проеме двери с левой стороны от
входящего (т.е. напротив мезузы, так чтобы у одного косяка двери была
мезуза, а у другого -- ханукия). Хотя женщины тоже могут зажигать
ханукальные светильники, обычно эту почетную обязанность на себя берут
мужчины.
Свечи располагают начиная с крайнего правого
канделябра ханукии, на следующий день добавляют еще одну свечу слева,
на третий -- еще одну слева и т.д. Зажигать светильники ханукии
начинают, наоборот, слева направо -- сначала новоприбавленную свечу,
затем ближайшую правую и т.д. Сначала зажигают служебный
светильник/свечу -- шамаш, и уже от него зажигают все ханукальные свечи.
ХАНУКА: ПОКА ГОРИТ СВЕЧА
Ханукальные светильники должны гореть, по меньшей мере, в течение
получаса и принято, чтобы все это время женщины воздерживались от
домашней работы. При желании (и возможности) женщины могут воздержаться
от домашней работы и на все время Хануки, а, если понравиться и муж
позволит -- то продолжить это воздержание и дальше.
Ханукальные
светильники зажигаются только для исполнения заповеди праздника,
поэтому ими нельзя пользоваться для чтения или иной работы. Для этого
используется свет расположенной рядом служебной свечи шамаш. Впрочем,
при наличии в доме электричества эта проблема теряет актуальность. Но,
если вы вздумаете выключить свет и почитать, устроившись рядом с
ханукией, то проверьте, не погас ли шамаш (если он горит, то считается,
что при чтении вы пользуетесь светом именно шамаша, а не остальных
свечей).
В дни Хануки принято кушать блюда, приготовленные на
масле (оливковом, подсолнечном, кукурузном и т.д.). Особенно популярны
латкес (оладьи, идиш) и суфганиёт (пончики, иврит). Также во многих
общинах принято есть молочные блюда, в память о подвиге женщины по
имени Йеѓудит (Юдифь), благодаря которой была одержана победа над
греко-сирийцами.
В дни Хануки принято играть в разные игры, по
возможности избегая азартных. Дети играют, в частности, в севивон (на
идиш «дрейдл») - четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны
еврейские буквы «нун», «гимель», «ѓэй» и «шин» -- первые буквы
ивритских слов, составляющих фразу «Великое чудо произошло там (в
Эрец-Исраэль)». В самом Израиле последняя буква меняется на «пэй» и
получается фраза «Великое чудо произошло здесь».
В ночь на
четвертый или пятый день Хануки родители дают детям ханукэ гелт
(ханукальные деньги (идиш)), которые они могут потратить по своему
усмотрению, однако желательно, чтобы часть денег они отдали на цдаку.
Вообще же в дни Хануки принято давать на цдаку больше денег чем обычно.
Болеслав Капулкин