Через десять дней после праздника Рош-Ашана наступает черед нового
праздника -- Йом-КипУра (вообще в осеннем месяце тишрЕй праздники
следуют один за другим, а всего осенью их 4). Обычно слово «Йом-КипУр»
переводят как «Судный день», (например «Война Судного дня»), однако
Судным является совсем другой день, точнее дни. Всевышний судит этот
мир 1 и 2 тишрея в дни Рош-Ашана, а затем нам дается время на
исправление (ведь если судить по справедливости, то для каждого из нас
приговор окажется несовместимым с жизнью). В десятидневный период от
Рош-Ашана до Йом-Кипура (т.н. «Грозные дни» или «Дни трепета») мы
пытаемся все-таки пробудить милосердие Всевышнего и упросить его
даровать нам жизнь. И, судя по демографическим сводкам, а также пробкам
и общественному транспорту в часы «пик», нам пока это удается. Так что
Йом-Кипур это не «Судный день», а скорее «День рассмотрения Высшим
судом кассационной жалобы». Или, если хотите, можно переводить это
название как «День Искупления».
Еще одно название
праздника -- «шабат шабатон», «суббота суббот». Помимо обычных
субботних запретов, вроде запретов на работу, включение-выключение огня
и света, использование денег и т.д., на время Йом-Кипура действуют пять
дополнительных запретов.
Итак, в течение этого дня:
-- запрещено умываться (даже холодной водой. Только после посещения туалета омывают кончики пальцев);
-- запрещено использовать парфюмерию;
-- запрещены интимные отношения;
-- запрещено носить кожаную обувь;
-- запрещено что-либо пить или есть (т.е. строжайший пост в течение
суток. Примечание: если человек болен, то запрет отменяется. То же
самое касается детей, беременных женщин и рожениц).
Вообще, целью поста в Йом-Кипур является вовсе не желание уморить
человека голодом, а намерение не отвлекать его от мыслей о раскаянии,
поэтому перед Йом-Кипуром рекомендуется хорошо поесть. Еврейские
мудрецы даже говорили, что тот, кто накануне Йом-Кипура хорошо поел,
как будто дважды провел Йом-Кипур, т.к. сытый желудок не отвлекает
владельца от мыслей о Главном).
Кроме того, Йом-Кипур --
один из четырех дней в году, когда в синагогах читают специальную
поминальную молитву «Изкор» (ударение на «И»), в которой молящийся
просит Всевышнего дать душе умершего покой, Б-жественный свет и место
среди душ праведников.
В Йом КипУр принято надевать белую
одежду, символизирующую чистоту помыслов и делающую людей похожими на
ангелов. Нужно помнить, что в этот день прощают грехи только по
отношению к Б-гу. Прегрешения, совершенные по отношению к людям, могут
простить только они.
Накануне Йом-Кипура принято
совершать обряд искупления --«капОйрес». Каждый мужчина приобретает
живого петуха, а женщина - курицу. Если невозможно достать петуха,
разрешается приобрести гуся или других кошерных птиц, животных и даже
рыб. В самом крайнем случае можно провести капойрес «на деньги», взяв
сумму равную стоимости петуха или курицы, хотя с птицей все-таки лучше.
Взяв птицу в правую руку, читают установленный мудрецами текст, а затем
вращают ею над головой, говоря: «Это - моя замена, мой заместитель, мое
искупление. Этот петух умрет, а мне предстоит долгая, добрая и мирная
жизнь». Эти слова произносятся трижды. После этого петуха/курицу режут,
а мясо отдают бедным людям (или продают птицу, а ее стоимость отдают на
благотворительность).
Не следует думать, что тому, кто
совершает капойрес, прощаются все грехи. Слово «искупление» нужно
понимать как «замену вместо меня в качестве выкупа», то есть, как бы
вместо нас умирает петух.
Также в день предшествующий
Йом-Кипуру принято просить раввина общины кусочек лЕйках (медового
пирога), и затем кушать его, желая друг другу «Лешана това у-метука!»
(«Доброго и сладкого года!»).
Смысл этой традиции -- в
символическом пожелании: если нам в следующем году и придется
протягивать руку за подаянием, то пусть нам смогут помочь не
посторонние люди, а близкие (чтоб не пришлось стыдится), и уж если нам
придется просить, то пусть это будет лейках, т.е не кусок хлеба,
необходимый для выживания, а медовый пирог -- вещь явно не первой
необходимости.
И последнее замечание, для лучшего
понимания происходящего: десятидневный срок для исправления Всевышний
отпускает евреям (у Него с нами особые счеты). Остальным народом для
исправления дается три недели, вплоть до дня Ѓошана-раба (21 тишрея).
Комментарии
Нет в еврейском календаре дня более серьезного и торжественного, чем Йом Кипур. Когда жизнь всей страны Израиля затихает на целые сутки, когда в самом воздухе витает неуловимое, но хорошо различимое чувство трепета, и, казалось бы, вся природа вокруг нас погружается в напряженное ожидание... то это означает, что мы с вами находимся внутри интенсивного и глубокого процесса самоанализа, очищения и исправления во время дня Йом Кипура - дня, раз в году выделенного Творцом мира специально для этой цели.
За десять дней до этого, в Рош а-Шана, еврейский Новый год, весь мир как бы прошел перед Всевышним. Наши поступки и наши мысли были оценены и взвешены во всем их многообразии и взаимосвязи; для каждого из нас был подведен итог года, обозначена линия нашей судьбы в новом наступающем году. Уверены ли мы в том, что баланс года (истинный баланс!) оказался положительным и что следующий год будет для нас благоприятным? Конечно, нет.
Естественно задать вопрос: разве можем мы - уже после вынесения "приговора" в Рош а-Шана - оказать влияние на формулировку окончательного, подписанного "текста приговора" и тем самым на нашу судьбу в начавшемся году? Всевышний через свою Тору - Учение, переданное еврейскому народу более 3300 лет тому назад, - сообщил нам: да, мы можем изменить "текст приговора" в день его подписания, Йом Кипур.
Задумаемся на минуту: в высших мирах уже точно взвесили все наши дела за год, не забыт ни один хороший поступок, ни один плохой не исчез бесследно... Что мы после этого можем сделать? Ничего, если... если ничего не будем делать.
Творец мира раскрыл нам великий принцип, на котором построен и держится как материальный, так и духовный мир: принцип тшувы. Тшува - это очищение и исправление. Точный перевод с иврита - "возвращение" (к Источнику жизни, к Творцу).
Если честно заглянуть в себя, в свое прошлое, если выделить поступки, которые не должны были быть совершены, - то это уже первый шаг на пути тшувы.
Если мы внимательно соотнесем себя и свое место в жизни с тем, чем мы на самом деле являемся, чем могли бы стать как часть великого и необычайного еврейского народа - потомков Авраама, Ицхака и Яакова, если мы сопоставим направление своего движения по жизненному пути с тем, какой путь предписал нам Творец, - то это уже путь к очищению. И если мы понимаем, что в состоянии использовать наступивший год для того, чтобы стать лучшим евреем, чем вчера, стать ближе к законам Торы и еврейской жизни, делать больше настоящего Добра, отдалиться от зла и уже не совершать того, о чем, наверное, стыдно и вспоминать, - то это уже путь к исправлению.
А это - раскрыл нам Всевышний - и есть тот ключ, которым открывается дверь другой судьбы, не той, которая логически вытекает из итогов прошлого года.
Заповеди и обычаи Йом Кипура
За несколько часов до наступления Йом Кипура приступают к праздничной трапезе. Несмотря на атмосферу серьезности и трепета перед моментом "подписания" (в конце Йом Кипура) приговора на Новый год, мы не должны ни на секунду усомниться, что жизнь наша находится в руках Всевышнего, бесконечно любящего свой народ и каждого из нас. Традиционным элементом трапезы является бульон с "креплах" (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме. Храм был разрушен по нашей вине, мы должны напоминать себе об этом даже во время торжественной трапезы. (См. Сеуда Мафсекет)
Йом Кипур наступает за 18 минут до захода солнца. Перед этим следует надевать обувь, для производства которой совершенно не была использована кожа. Ношение любой другой обуви разрешается. В дополнение к запрету на еду и питье это - один из элементов таанита в Йом Кипур.
Хозяйка дома зажигает свечи, как и перед наступлением субботы.
В Йом Кипур молитвенная служба в синагоге состоит из пяти частей. Вечером - маарив (вечерняя). Утром - шахрит (утренняя), затем, до полудня - мусаф (дополнительная, как в любую субботу и праздники), во второй половине дня - минха (послеполуденная) и, наконец, перед заходом солнца - неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова "неила" - "закрытие", т.е. завершение всего процесса очищения и исправления.
Вечерняя молитва в Йом Кипур продолжается около двух часов, а четыре дневные переходят одна в другую, как правило почти без перерыва. Напомним, что содержание дня Йом Кипура - таанит и тфила.
После окончания Йом Кипура совершают дома краткую молитву, - гавдала, - разделяющую святое и будничное. С этого момента можно есть и пить. Многие в этот же вечер приступают к подготовке к празднику Суккот, который наступит на пятый день после Йом Кипура.
По еврейским законам в тааните (посте) принимают участие все взрослые, мальчики начинают поститься с 13 лет, а девочки - с 12.
Тот, кто-то заболел внезапной или хронической болезнью, должен посоветоваться со знающим еврейские законы врачом. Задача поста - не ухудшить здоровье человека, а помочь ему в очищении и исправлении. Естественно, что, в духе атмосферы Йом Кипура, те, кто все-таки должен есть и пить, обязаны делать это самым скромным образом.
И последнее замечание, для лучшего понимания происходящего:
десятидневный срок для исправления Всевышний отпускает только евреям (у Него с нами особые счеты). Остальным народам для исправления дается три недели, вплоть до дня Ѓошана-раба (21 тишрея).