Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 


Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

Цигаль Владимир

17 сентября 1917 года в Одессе родился Владимир Ефимович Цигаль - видный советский  скульптор, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, действительный член Академии художеств СССР. Одна из лучших работ Цигаля - стоящий на пересечении Плющихи и самой медицинской улицы Москвы, Большой Пироговки, памятник «Другу детей Нилу Федоровичу Филатову». Старый врач внимательно смотрит на маленького пациента, а тот - на прохожих; скульптор говорит, что композиция буквально вмиг вспыхнула в его воображении, как только он вспомнил свое детство и пожилого доктора «из бывших», которого в дом приглашала мать. Таковы все скульптуры Мастера, в которых  личное отношение к предмету изображения неизбежно придаёт  памятнику теплоту и человеческое измерение.

Искусство зиждется на множестве интерпретаций, на расширении смысла. Поэтому в вопрошающем взгляде ребенка с бронзового монумента можно прочитать  удивление и боль, которым  виной не болезнь. Кажется, это сам художник, еще в одесском далеке, спрашивает: что было бы со мной, как было бы вписано мое имя в историю искусства - возможно, не только отечественного, но и мирового, - если бы моей стране выпал иной исторический путь?

Володя Цигаль родился в семье  инженера. Когда мальчику исполнилось  12 лет, его семья переехала в Москву.  Родители не препятствовали желанию юноши посвятить жизнь искусству и после окончания школы в 1937 году он поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.
Весной 1942 года в древнем Самарканде, куда был эвакуирован его институт, студент-дипломник Владимир Цигаль пришёл к Дмитрию Моору попрощаться перед уходом добровольцем на фронт. Он получил из рук профессора короткую записку с характеристикой, в которой автор знаменитого плаката «А ты записался добровольцем?» лаконично и точно обозначил суть  творческой натуры своего воспитанника: «Владимир Цигаль, талантливый и горячий художник, работал в бригаде оборонного плаката, выполнил несколько работ на оборонные темы, проявил себя как мастер и подготовленный рисовальщик и скульптор.  Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Моор. 5.04.1942г.».

Выделим - «талантливый» и, как более индивидуальную характеристику дарования и темперамента будущего большого мастера, - «горячий». Да, Владимир Цигаль прошёл через огонь военных событий на Малой земле, он горел, волнуемый образами легендарных героев - генерала Д.Карбышева, поэта М.Джалиля, разведчика Р.Зорге, которым впоследствии  создал памятники.  Художника окружали прекрасные люди. Их мужество, смелость, способность не отступать перед врагом даже в смертельных ситуациях, убежденность в грядущей победе вдохновляли молодого скульптора, давали ему силы творить. Пламень высоких идеалов запечатлен в его мемориальных комплексах «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-45гг.» в Новороссийске.

А тогда, в 1942-м, среди людей, приближавших столь долгожданную и единственную Победу был и молодой фронтовой художник Владимир Цигаль, непосредственно участвовавший в войсковых операциях под Новороссийском, участник знаменитого Керченского десанта. Именно здесь, на Малой земле, он защитил своё право на звание художника-воина и гражданина, был награжден орденом Отечественной войны  II степени, медалями «За отвагу» и «За оборону Кавказа».  За участие в боевых действиях Владимир Цигаль был награжден орденом Отечественной войны В сложной боевой обстановке художник делал зарисовки, гравировал листовки, принимал участие в выпуске сатирического журнала «полундра». В его карандашных рисунках и акварелях - фронтовая действительность.  Сегодня на этих работах лежит отсвет истории, в них сохраняются правда времени, достоверность событий, героика пережитого. Многие военные зарисовки Цигаля сейчас находятся в музеях Геленджика и Новороссийска, став убедительным свидетельством беспримерного мужества моряков в Великой Отечественной войне и данью их светлой памяти.

Самое удивительное, что и в  фронтовых условиях молодой скульптор смог вылепить ряд портретов своих боевых товарищей. Из глины, с невероятным трудом привезенной издалека,  в походной мастерской, которая часто размещалась в полутемных землянках вблизи передовой, он создавал образы защитников Малой земли. Стремление увековечить героя и его подвиг стало ведущим в творчестве скульптора. С поразительной правдивостью, документальной точностью очевидца запечатлел он суровые, со следами пережитых тягот войны их образы. И хотя почти все они не сохранились  - одно из самых дорогих и любимых воспоминаний скульптора, начало его большой творческой биографии.  Участник и очевидец войны, он до сих пор исполняет свой гражданский долг перед живыми и мертвыми товарищами по оружию, оставляя о них память последующим поколениям.

Он воевал не только оружием искусства, но и как рядовой боец. С тех пор прошли десятки лет. Но и сейчас, размышляя о своём искусстве, скульптор утверждает: «Для всего моего последующего творчества время, пережитое на Малой земле, стало настоящим крещением и неисчерпаемым источником веры в высокое благородство советских людей. Все эти годы я невольно возвращался к суровым  дням войны и, перелистывая военные дневники, рисунки, делал эскизы, композиции, мечтая воссоздать дорогие мне образы тех дней. Разные люди, разные судьбы: по-разному жили, боролись, по-разному встретили смерть. Для истории это уже не генера, офицер или солдат, а герои, ставшие совестью поколений. И моей мечтой было возвращение их в строй в мраморе, бронзе, граните».

Недаром говорят, что жизнь и творчество настоящего художника - горение. Он сгорает в каждой работе и снова возрождается к новому свершению. Подтверждением тому служит и искусство Владимира Ефимовича Цигаля.

Война подходила к концу, когда командование  в лице  маршала Г.К.Жукова приняло решение откомандировать майора Цигаля в Берлин  для увековечения памяти героев штурма Берлина. Вместе с ним полетел его друг  скульптор Лев Кербель, также ставший впоследствии знаменитым.  Скульпторы сделали проекты памятника, и в Берлине их принял маршал Жуков: «Нужно отобразить и подвиг бойцов - героев Зееловских высот». Он также приказал подготовить и установить около рейхстага в парке Тиргартен ансамбль воинской славы. Все это надо было создать за три месяца. Художники засомневались, сказали, что срок маловат. «А Берлин брать было легче?» - сурово бросил Жуков.

Памятник на Зееловских высотах был особенно удачен. Зеелов - господствующая высота на подходе к Берлину. На ней немцы поставили мощную артиллерию, и советским войскам пришлось занимать высоту с большими потерями. Скульпторы установили на Зеелове скульптурную композицию, изображавшую советского солдата, у ног которого валялась отбитая от вражеского танка башня. Символизм этому памятнику придавал малый, относительно воина, размер танковой башни.  Памятники были готовы в срок: в Тиргартене 11 ноября, а на Зееловских высотах - 27 ноября 1945 года. На открытии памятника в Тиргартене присутствовали представители правительств союзных стран, генералы армий СССР, США, Великобритании и Франции, в том числе и будущий президент Соединенных Штатов Дуайт Эйзенхауэр. За памятники, а они установили еще и монумент советскому солдату-освободителю в Кюстрине, скульпторов наградили американскими мотоциклами.

 

После увольнения в запас Цигаль продолжил обучение и в 1948 году с отличием защитил диплом, получив специальность скульптора.  С тех пор Владимир Ефимович с присущими ему упорством и целеустремленностью безраздельно отдается творчеству, работает без устали, самозабвенно, продолжая учиться у жизни, у классиков мирового и отечественного искусства. Пожалуй, нет такого жанра скульптуры, в котором бы Цигаль не пробовал свои силы, с 1947 года - он участник всех всесоюзных и многих зарубежных художественных выставок. В историю отечественного искусства В.Е. Цигаль вошел прежде всего как скульптор-монументалист. Первыми послевоенными монументальными работами скульптора стали бронзовый памятник А.С.Макаренко, созданный в 1952 году и установленный в Москве, и Н. Островскому.

Пережитое на войне, нашедшее отражение в сохранившихся в архиве скульптора зарисовках - бесценных документах времени, предопределило одну из ведущих тем его творчества. Эта тема получила развитие прежде всего в произведениях монументального жанра. Владимир Цигаль -  автор более 50 памятников и мемориалов, установленных во многих городах страны и за рубежом.   Непрерывный поиск, стремление идти вперед, не останавливаясь на достигнутом, понять и осмыслить грандиозные свершения современности определили путь художника. С годами в его произведениях все более ощутима тяга к обобщению, к созданию емких символических образов.

Память о павших в борьбе с фашизмом запечатлена в граните и бронзе сурового по своему духу Мемориала советско-польского боевого содружества. Композиционно более сложными, согласованными во всех своих компонентах с ландшафтной средой, являются монументы героям Гражданской и Великой Отечественной войн, сооруженные  в Новороссийске, на той земле, на которой, по словам скульптора, в годы войны он получил боевое крещение. «Нужно место, куда можно принести свою любовь, печаль и память... Память будоражит душу», - говорит он. Завораживающая красота южного пейзажа: небо, море, горы - по закону контраста удваивают мощную энергию воздействия пластических образов мемориального комплекса.

На месте бывшего концлагеря Маутхаузен в Австрии весной 1963 года  В.Цигалем создан ставший всемирно известным памятник генерал-лейтенанту, крупнейшему инженеру, ученому Дмитрию Карбышеву. Непокорность и страдание заключены в его образе, во всей заледеневшей фигуре, высеченной из единого мраморного блока. Памятник Дмитрию Карбышеву установлен и в Москве. В Казани, над широкой Волгой, высится исполненная непреклонной воли бронзовая фигура Мусы Джалиля, татарского поэта, героя Великой Отечественной войны и его боевых соратников. В Москве, на скрещении многолюдных улиц, воздвигнут монумент легендарному разведчику Рихарду Зорге.
В другом московском памятнике - памятнике Сергею Есенину, установленном на бульваре имени поэта, пафос героической темы сменяется лирической трактовкой образа. Юношеская фигура Есенина на своем низком постаменте воспринимается как «живой», неотъемлемый компонент окружающей жизни. Она органично слилась с разросшейся на бульваре березовой рощей - символическим выражением истинно русской души есенинской поэзии.

Большой мастер скульптурного портрета,  Владимир Ефимович   наделен способностью не только передавать портретное сходство, но и постигать духовную жизнь человека, тончайшие оттенки его настроения, переживаний, улавливать психологическую структуру характера, мастерски используя для раскрытия своего замысла выразительные возможности материала.  Человек прогрессивного мировоззрения, кипучей, неуемной энергии, удивительной работоспособности, Цигаль никогда не замыкается в рамки узких интересов. Напряженный труд художника-творца он неизменно сочетает с большой педагогической и общественной деятельностью. С 1991 года он является руководителем творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств. 

Академик Цигаль был в числе немногих счастливчиков, кто еще с 1950-х выезжал за рубеж, в самые недоступные капстраны. Всего он совершил творческие поездки более чем в 50 стран, а его персональные экспозиции состоялись в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Марокко. В некоторых странах он жил и работал. В них он  не только приобщался к лучшим образцам классического наследия, но и запросто общался с именитыми западными коллегами - художниками стилеобразующими. Впрочем, он и сам был таким, но в масштабах СССР. Начав свою деятельность 65 лет назад, позже он вошел в плеяду шестидесятников, которым довелось пробивать стену холодного академизма, помноженного на каноны соцреализма, изменяя образ советской пластики. Тогда произошел почти революционный поворот от заглаженной бронзы, отлитой подмастерьями по гипсовым слепкам, к действительно авторским произведениям, выполненным в камне и дереве, хранящим живое прикосновение рук скульптора.

За свой творческий путь В.Е.Цигаль спроектировал и установил более полусотни памятников, посвященных выдающимся событиям и деятелям, среди которых, помимо упомянутых - Герою Советского Союза и итальянского движения Сопротивления Федору Полетаеву в Рязани памятник выдающемуся скульптору Н.В.Томскому в Москве и других. Он является также автором бронзовой скульптуры Георгия Победоносца, установленной в Кремле на куполе Сената (совместно с сыном - Александром  Цигалем). За заслуги перед Отечеством награжден орденами Трудового Красного Знамени и  Дружбы народов.

Обладая незаурядным литературным талантом, он написал ряд книг под общим названием «Не переставая удивляться». Это книги мемуарного характера, которые  ярко и талантливо рассказывают о перипетиях и событиях незаурядной жизни, об искусстве и красоте, встречах с интересными людьми. Владимир Цигаль в свои почти 90 с хвостиком на зависть бодр и энергичен, пишет толстые тома мемуаров, выступал по радио и на телевидении, со статьями в газетах и журналах, рисует, лепит, проектирует.  Его работы хранятся в собраниях многих музеев в стране и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Вооруженных сил и других.

На последней по времени выставке В.Цигаля к его 90-летнему юбилею демонстрировалась ретроспектива достижений художника, на которой были отражены  все этапы его творчества, совпадающие с этапами развития страны сначала под названием СССР, а потом - Россия. Тем более что год рождения у автора знаковый - 1917, место рождения - Одесса - тоже не подкачало, а на своем пути питомец Суриковского института и ученик знаменитейших русских советских скульпторов - Матвеева, Шадра, Домогацкого - успел коснуться многих тем, для страны судьбоносных.

Кстати, широко известны и близкие Владимира Ефимовича.  Старший брат Владимира Цигаля, Виктор,  народный художник РФ, лауреат Государственной премии им. Репина, участник Великой Отечественной войны,  выпускник Суриковского института, ушедший из жизни три года назад - также одессит. Он известен в основном как мастер книжной графики. При этом Виктор Цигаль отдавал явное предпочтение детской литературе, создавая иллюстрации, пронизанные добротой, утверждением нравственных основ жизни. Он оставил много живописных полотен и акварелей, ему принадлежат также произведения, созданные в жанре декоративно-прикладного искусства, скульптуры из металла.
Все, кто знал Виктора Ефимовича, отзываются о нем как о человеке высокой культуры, широкой образованности и подлинной интеллигентности. Он был женат на дочери  знаменитой советской писательницы Мариэтты Шагинян, художнице Мирэли Шагинян.  Их сын Сергей Цигаль, в прошлом ихтиолог,  сменил профессию ученого на занятия искусством. Он был  женат на всенародно любимой актрисе Любови Полищук, безвременно скончавшейся в 2006 году.

Внучка же самого Владимира Ефимовича - Маша Цигаль - модный московский дизайнер одежды. Сегодня она творит в стиле «спортивный фетишизм» и шьет уличную одежду для самых светских тусовок. Широки и разносторонни увлечения знаменитой семьи.

Знакомясь с творчеством Цигаля, можно предположить, что ему всю жизнь сопутствовали только успех и аплодисменты на открытиях памятников. И хотя это не так, он утвердил своё имя в нашем искусстве, а творчество скульптора служит благородному делу - воспитанию историей.

0

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31