3 июня 1856 года в Одессе родился выдающийся
художник-баталист Франц Алексеевич Рубо, ставший истинным певцом ратных
подвигов. Ведь почти сто лет в Москве хранится одна из самых известных в мире
панорам «Бородинская битва». Ее автор - наш земляк. Художник, представлявший реалистическую школу
живописи, был великолепным анималистом, самобытным пейзажистом, мастером
колорита; прекрасно владел техникой рисунка. Но в историю мировой культуры
Франц Рубо вошел прежде всего как создатель грандиозных панорам. И сегодня по
его работам учатся молодые художники.
Современники, видевшие творения Рубо и высоко их ценившие, считали, что
панорама является «сильным и красивым искусством будущего»...
Его отец - переселившийся в Россию небогатый коммерсант, французский
книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой
дом моделей. С ранних лет у Франца проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он
был определен родителями в Одесскую школу рисования и черчения, созданную в
Одессе трудами Общества любителей искусств, а в 1877 году поступил в Баварскую
королевскую академию художеств в Мюнхене.
Его учителем стал известный мастер
батального жанра Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в
Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказские впечатления
стали одними из самых любимых для
художника. В 1886 году он получил от Тифлиса заказ на написание 19 картин на тему
Кавказских войн. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события,
знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею
колоритных образов горцев.
Этюды и эскизы легли в основу больших полотен, созданных для
храма Славы в Тифлисе. Сложность работы заключалась в том, что это был
правительственный заказ и творческие возможности художника сковывались
определенными требованиями. Для каждой картины Рубо был «обязан предварительно
заготовить эскиз и представить его на рассмотрение комиссии и на утверждение
Главного начальника кавказского края».
В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась
первая персональная выставка Ф. А. Рубо. Это был период расцвета Рубо как
мастера станковой живописи. Участвовал живописец и в академических выставках
1896 и 1898 годов. Специально для них было создано несколько полотен, в том
числе «Живой мост», «Кавказская разведка», «Переправа через горную реку».
Верный реалистическому идеалу в искусстве, стремясь во всей широте передать
героическое прошлое народа, Рубо
избирает для осуществления своих замыслов такой вид изобразительного искусства
как панорама. Он стал основоположником отечественной школы батальной панорамы,
дающей, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического
события, свершающегося на глазах у зрителя.
Этот вид изобразительного искусства привлек мастера тем, что давал возможность
создавать монументальные произведения, в яркой форме воскрешающие
знаменательные события в истории России. Именно в эти годы у Рубо появился замысел
темы своей первой панорамы. И в 1891
году в Мюнхене началась демонстрация его работы «Штурм аула Ахульго», посвященной
взятию русскими войсками 22 августа 1839 года укрепления неприятеля в Северном
Дагестане во время мятежа Шамиля.
С большим успехом эта панорама экспонировалась в Мюнхене, Париже, Нижнем
Новгороде, Севастополе и Санкт-Петербурге. Рубо было присвоено почетное звание
профессора Баварской академии художеств, вручен баварский орден Святого Михаила, а также высшая награда Франции -
орден Почетного легиона. В 1896 году на
Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы
«Штурм аула Ахульго» построили специальное здание. Художник Н. Каразин писал: «Сколько
знания, таланта и вкуса... Собравшаяся на центральной площадке панорамы
довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти
чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо,
как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища».
Рубо, потративший на создание панорамы 35 тысяч рублей, обратился к Николаю II
с просьбой приобрести ее у него за 15 тысяч. «Хотя это произведение и
пользовалось всеобщим успехом, - писал он в прошении, - но материальным
результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. рублей». Кредиторы
художника угрожали ему продажей произведений в Мюнхене с молотка. Панорама была
приобретена Военным министерством в 1897 году для Тифлиса. В 1924 году панорама
«Штурм аула Ахульго», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в
Ленинграде, пострадала во время наводнения. В плохом состоянии в 1928 году ее
передали в Дагестанский краеведческий музей, где в настоящее время хранятся
четыре сохранившихся фрагмента.
Уже будучи зрелым мастером, летом 1901 года художник получил
официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической
обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. «Задача передать
грандиозный сюжет обороны Севастополя, - говорил Рубо, - не имела себе
предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные
трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и
благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую
защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым». Кроме того, изображение батальных сцен, тем
более многофигурных, требует не только большого таланта художника, но и
великого трудолюбия.
Готовясь к написанию панорамы, Рубо тщательно изучал
исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны,
писал этюды с Малахова кургана. По его просьбе на местах сражений устраивались
инсценировки боевых действий. Он поставил перед собой задачу средствами
панорамного искусства увековечить героизм русского народа. Нелегко было
художнику отстоять свой замысел. Официальные круги предлагали создать на
полотне эффектное зрелище, показать несколько разновременных эпизодов.
Рубо последовательно реализовал один из принципов
реалистического панорамного искусства - принцип единства времени, показав
момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого
неприятелем 18 июня 1855 года, когда героизм русских воинов проявился особенно
ярко. И художник вышел победителем: его замысел был утвержден. Кроме эскиза
размером 1,08 х 11,5 м,
выполненного тушью на бумаге, он создал около 50 этюдов. Используя их, Рубо к
середине ноября 1904 года закончил работу над панорамой. Открытие состоялось
14 мая 1905 года. В феврале 1909 года
панорама была выставлена для показа в Петербурге, а затем отправилась в
Севастополь.
25 июня 1942 года от прямого попадания фашистской бомбы загорелось здание
Севастопольской панорамы. Спасая живописное полотно, солдаты разрезали его на
86 кусков и вывезли их из Севастополя на военном корабле. После войны монументальное произведение было возрождено и с 1954 года
картина вновь демонстрируется в здании на Историческом бульваре Севастополя. В
период работы над панорамой «Оборона Севастополя», в апреле 1903 года, Рубо
узнал об избрании его профессором петербургской Академии художеств,
руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии. «Это
для меня... лестная, важная и приятная вещь... - писал Рубо в совет Академии
художеств. - Я бесконечно счастлив назначением своим...». Но художник работал над панорамой и потому
лишь на время приехал осенью 1903 года в Петербург, чтобы познакомиться с
мастерской и учениками, среди которых был и ставший известным впоследствии
советский баталист М.Греков. Всерьез заняться воспитанием молодых художников
Рубо смог только в 1908 году. Педагогическая деятельность в стенах мастерской
сочеталась с практической работой, связанной с созданием и установкой панорамы
«Оборона Севастополя». Вместе с Рубо работали его лучшие ученики.
За большие заслуги в художественной деятельности Рубо в 1908 году был награжден
орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии
художеств.
В конце 1909 г.,
когда в России началась подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной
войны 1812 г.,
Рубо высказывает мысль о написании панорамы, посвященной подвигу народа России
в этой войне. Идею поддержали передовая общественность, правительство. Панораму
решили посвятить Бородинскому сражению, а здание дня нее построить в Москве. Автором
предполагалось показать один из самых напряженных периодов Бородинского
сражения - события, последовательно происходившие 7 сентября 1812 года с 10 часов утра до
полудня: бои на семеновских флангах (флешах), где сражались воины во главе с П.Багратионом,
у батареи Раевского, где проходила знаменитая контратака Уфимского полка,
возглавляемая А.Ермоловым. Художник даже
создал эскиз будущей панорамы, который не был утвержден. Рубо было предложено изобразить
другой момент, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки
наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии,
Бородинский бой. Отстоять свой выбор
Франц Рубо не сумел: поскольку панорама создавалась в годы упрочения союза с
Францией, правительство заставило художника избрать для панорамы тот же сюжет,
который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении.
«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», -
жаловался Ф.Рубо.
В конце марта 1910 года Рубо приезжает в Москву. Первого
апреля он выезжает на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон,
осматривает сохранившиеся укрепления, посещает музей на станции Бородино,
Спасо-Бородинский монастырь, беседует с местными жителями, пишет этюды, делает
зарисовки. Центром обзора, по предложению Рубо, становится деревня Семеновское.
Возвратившись в Мюнхен, Рубо приступает к работе. Основную
свою художественную задачу Рубо определил так: «Иметь чувство сражения, а не
парада». Тщательно изучая историческую основу, увязывая ее с топографией
Бородинского поля, живописец искал верную точку обзора поля сражения и момент
боя. В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники: К.
Беккер - баталист, М. Цено-Димер - пейзажист, П Мюллер, К Форш и брат художника
Ж. Рубо. Рубо подготовил большое
количество этюдов, детально изучив вооружение обмундирование русских и
французских войск.
После почти
двухлетних подготовительных работ картина была написана в невероятно короткий
срок - за 11 месяцев. О том, какими нелегкими были эти месяцы, свидетельствуют
письма Рубо военному историку, профессору академии Генерального штаба Б.М.
Колюбакину, советы которого особенно высоко ценил. Сохранилось следующее письмо
Рубо: «Дорогой Борис Михайлович, сегодня
я прекратил на несколько дней работу... Как тяжело работать и работать так
серьезно и усидчиво, когда не хватает денег... Придется мне... продать свой
дом, чтобы кончить «Бородино». В ноябре
1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино» и
получил его одобрение.
К началу мая 1912 г.
была завершена вся основная работа по созданию панорамы. В начале июня холст и
детали предметного плана погрузили на специальные платформы и отправили в
Москву. Туда же выехал Ф.Рубо с четырьмя помощниками и тремя рабочими, чтобы
разместить панораму в здании. Почти год не могли определить для неё место.
Только в январе 1912 года было решено построить здание на Чистопрудном
бульваре. Деревянное строительство в этой части города было запрещено, поэтому
постановили соорудить временный павильон на один сезон, а впоследствии
построить каменное здание. Строительство началось в начале мая и к концу июля
было в основном завершено. Около месяца затем продолжалась работа по размещению
огромного (115 м - длина, 15 м - высота) полотна
и установке предметного плана. Так закончилась многотрудная работа
Ф.А. Рубо по созданию третьей, и последней, его панорамы, которая отняла у
него много сил и здоровья. По
окончании работы художник писал: «...панорама Бородино удачна и лучше
севастопольской».
Октябрьская революция внесла кардинальные перемены во все
сферы жизни страны, повлияла она и на судьбу Бородинской панорамы. 28 декабря
1917 года, здание панорамы «со всем имуществом и картиной профессора Рубо» было
передано электротехнической школе. Известно, что некоторое время павильон
использовался для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах
разместился литературно-художественный кружок «Трибуна». Весной 1918 года
здание панорамы пришло в полную негодность. Полотно сняли, навернули на
деревянный вал, и почти сорок лет оно хранилось в таком состоянии, порой в
самых неблагоприятных местах - под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале
Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж». В
1930-40-е гг. неоднократно поднимался вопрос о восстановлении панорамы, однако
по разным причинам данное решение откладывалось. Специальная комиссия,
возглавляемая академиком И.Э. Грабарем, осмотрев в1939 году холст, пришла к
выводу о невозможности его воссоздания. Однако в начале 50-х годов
реставраторам удалось возродить полотно, казавшееся утраченным навсегда.
18 октября 1962 года панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» распахнула свои
двери перед первыми гостями в новом здании
на Кутузовском проспекте.
А задолго до этого, в 1913 году Франц Рубо уехал на время в Германию, но остался там
до конца жизни. Начавшаяся война в
Европе, а затем и Гражданская война в России не позволили художнику, французу
по национальности, прожившему большую часть жизни за границей, возвратиться на
свою историческую родину. Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой
являлся, Рубо не написал ничего равнозначного панораме «Бородино». Для самого живописца вопрос о его национальной
принадлежности был предельно ясен и никогда не вызывал сомнений. Он писал: «...я
родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я
исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем
этим признакам меня следует считать русским художником». История России, ее природа, быт и нравы
населения стали главными темами творчества художника. Франц Рубо оставил
богатое наследие: около 200 картин, множество этюдов, эскизов.
Скончался Франц Алексеевич Рубо в марте 1928 года в Мюнхене.
До сей поры зритель идет «на панораму». Это значит, что художника помнят и
знают, его искусство востребовано.