Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Профессор Повзун Василий Петрович

Житие Василия Строителя, или «Любите ли вы Брамса?..»
№29 (8963) // 24 февраля 2009 г.

Ректором Одесской консерватории (ныне музыкальная академия) на перекрестке двух эпох ХХ века (до и после 1963 года) был Василий Петрович Повзун, отметивший 22 февраля девяностолетний юбилей. Почетный знак отличия городского головы «Благодарность», врученный юбиляру за многолетний плодотворный творческий труд, значительный личный вклад в музыкальное искусство, масса поздравлений, юбилейный концерт — празднество удалось. Но... не закончилось. Не тот это юбилей, после празднования которого умолкают до следующей памятной даты.

ЭТОТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ музыкант, как никто другой в Одессе, мог бы задавать при знакомстве вопрос: «Любите ли вы Брамса, как люблю его я?». Впрочем, отнюдь не только названного композитора любит и ценит юбиляр, хотя до сих пор коллеги помнят о поэтичнейших трактовках двух брамсовских сонат для кларнета и ля-минорном трио, которые Василий Петрович играл вдохновенно всю жизнь, со студенческих лет. Сегодня уже силы не те, чтобы продолжать трудиться в стенах любимого вуза, однако по-прежнему жив интерес ко всему, чем живет консерватория (все равно по-другому ее музыканты не называют, несмотря на официальное переименование).

Мы сидим с юбиляром на диванчике в его уютной гостиной, большую часть которой занимает рояль, и говорим об удивительной судьбе крестьянского парнишки, вопреки многим обстоятельствам ставшего известным музыкантом, родоначальником династии прекрасных исполнителей, талантливым руководителем творческого вуза.

— В селе Третельники Хмельницкой области, где я родился, началась коллективизация, — вспоминает Василий Петрович. — Родители уехали в Керчь к моему старшему брату, а меня оставили завершать учебный год в школе. Так вот, я, будучи одиннадцати лет от роду, сумел сбежать и самостоятельно разыскать семью. С четырьмя пересадками, питаясь взятыми в дорогу буханкой хлеба и куском сала... Оказалось, что мои близкие живут даже не в Керчи, а в окрестностях, в рабочем поселке, работают на металлургическом заводе. Проучившись там до восьмого класса, я пошел на тот же завод учеником токаря, играл в самодеятельном духовом оркестре. А в 1935 году поехал в Одессу, поступил в музыкальное училище. После третьего курса меня без экзаменов взяли в консерваторию. Проучился до четвертого курса — началась война.

Брать бронь было стыдно — пошел на фронт. Окончил курсы офицеров в тылу, на Кубани. Приказом штаба был переведен на Сталинградский фронт, где создавался образцовый военный оркестр при штабе, был там солистом и вторым дирижером... Закончил войну в Карпатах. Доучивался в Кишиневской консерватории, мечтал вернуться в Одессу, которую полюбил еще до войны...

Превосходного исполнителя-кларнетиста, солиста симфонических оркестров Одессы и Кишинева В. П. Повзуна в 26 лет приглашают на преподавательскую работу в вуз и в Кишиневскую филармонию. Выступал в ответственнейших концертах. Например, в 1946 году удостоился участия в «тезоименитском концерте» в Москве ко дню рождения Сталина, причем вождь, задремавший в кресле, совершенно случайно зааплодировал перед их выступлением и побудил зал встретить музыкантов овацией. А в 1951 году Повзун был назначен проректором Кишиневской консерватории, а спустя два года стал ее ректором. (Именно в этот период там получала высшее образование будущая народная артистка СССР Мария Биешу).

Не терял связей с родной Одесской консерваторией. Василий Петрович сотрудничал с ее ведущей профессурой. В послевоенный период усилиями ректоров К. Ф. Данькевича, а затем С. Д. Орфеева Одесская консерватория пополняется яркими молодыми педагогами-исполнителями — Л. Гинзбург и С. Могилевской (учениками Г. Г. Нейгауза), Г. И. Лейзеровичем (класс К. Н. Игумнова),

О. Благовидовой и рядом других своих прежних выпускников после их столичного совершенствования. В 1961 году С. Д. Орфеев приглашает В. П. Повзуна в Одесскую консерваторию на должность проректора. А накануне 50-летнего юбилея консерватории Повзун становится ректором.

Интересно, что первое время руководителя вуза сотрудники и в глаза и за глаза называли «красавчиком» — выглядел Василий Петрович в ту пору действительно прекрасно, особенно в концертных фраках... Но, конечно, для решения всех тогдашних проблем потребовалась не одна привлекательная внешность. Опыт и мудрость (возраст тут не всегда бывает «при чем») помогли вывести консерваторию из тяжелейшей ситуации.

— С одной стороны — действительно выдающиеся результаты выпускников и их воспитателей, с другой — старинное и обветшалое здание, непригодный инструментарий, допотопное общежитие, бедность учебных кабинетов, — рассказывает выпускник консерватории тех лет, глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера Юрий Дикий. — Возвращение в 1963 году в Alma mater Ойстраха, а позднее Гилельса, как и многих других выдающихся выпускников, заметно обострило проблемы неустроенности. Ректор добивался в министерских кабинетах Киева, чтобы следующий этап начался с обустройства вуза, строительства нового корпуса и общежития. С приходом энергичного руководителя многое стало меняться. Демократические веяния руководства были особенно заметны — введены регулярные открытые заседания ученого совета вуза, получен доступ к документальной информации деятельности ректората. Открылись двери для прослушивания вступительных экзаменов. Абитуриентов рекомендовали к поступлению после прослушивания все члены кафедр, предопределяя их распределение по классам преподавателей.

Как не вспомнить содействие ректора поездкам пианистов на концерты Святослава Рихтера в Кишинев в эти годы. При страшнейшем дефиците билетов ни один наш студент не остался вне стен зала — благодаря авторитету Повзуна.

В консерватории открывается композиторское отделение, создаются новые кафедры народных инструментов, камерного ансамбля, иностранных языков. Для Большого зала был заказан в Германии орган. Талантливые студенты получают возможность работать по индивидуальному плану, а концертная практика педагогов исполнительских кафедр обретает равноправие в оплачивании часов наряду с научной работой.

— Вспоминая свои студенческие годы, невольно удивляюсь этому свежему бризу реальных демократических перемен, — говорит Юрий Дикий. — Студенческое братство воспитывалось и укреплялось резонансными концертами классов выдающихся профессоров, блестящими выступлениями хора. Условия отдыха студентов и преподавателей в студенческом спортивно-оздоровительном лагере были постоянной заботой ректора, добившегося его переноса из палаточно-коммунального уголка в Отраде на большой земельный участок в Черноморке. Ректор получил шутливое прозвище «Василий Строитель», к чему относился с присущим ему юмором...

ПРЕКРАСНО ПОМНИТ Василий Петрович капустник, где Одесская консерватория предстала в антураже каменного века. Все участники, причем и сам ректор, облачились в подобие шкур, символизирующее пещерное состояние материально-технической базы вуза. Тогда блеснули неожиданными талантами многие, например, Гинзбург пела, а Благовидова играла на рояле.

...А в 1968 году продолжительная болезнь «предоставила возможность» отрешиться от ректорских дел и на досуге прочитать в полном объеме «Ад» Данте, «Фауста» Гете... Вот дантовская фраза: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Василий Петрович задумался о том, как утомительна жизнь ректора, в частности, отношения с министерством, идеологические заседания в обкоме партии. Он оставляет ректорскую должность. Зато создает кафедру камерного ансамбля, где вдохновенно стал учить исполнению Брамса, Кодаи, Стравинского, Яначека, Хиндемита. Прекрасный вкус, чувство стиля, открытость новым веяниям помогали в работе.

СЕГОДНЯ РЯДОМ с юбиляром, заслуженным деятелем искусств Украины, профессором, почетным доктором Молдавской академии музыки и искусств — его супруга Виктория Павловна, самый верный друг, образованнейший, интеллигентный собеседник. Сыновья: Анатолий — ныне профессор Мадридской консерватории, Николай — преподаватель Одесского училища культуры и искусств имени К. Ф. Данькевича, внук Максим — недавний выпускник Одесской музыкальной академии. А невестка Людмила — кандидат искусствоведения, работает на той самой, созданной свекром кафедре камерного ансамбля. Все они воспринимают юбилей Василия Петровича как большой праздник — это и понятно. Однако девяностолетие Василия Петровича Повзуна является праздником, без преувеличения, для всей музыкальной Одессы. И это дорогого стоит.

Мария ГУДЫМА.

0

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31