Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

Моя Дианочка после окончания Junior High, выпускной вечер

Автор: одесситка
Дата снимка: 25.06.2004
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

Сокальский Петр Петрович

26 сентября 1832 года родился Петр Петрович Сокальский - известный журналист, музыкально-общественный деятель и фольклорист, один из основателей Одесской консерватории. Своему рождению  Пётр Сокальский посвятил в дневнике следующие строки: «Появление  моё на свет, сколько могу припомнить, не ознаменовалось  ничем особенным. Правда, в этот год в Харькове были холера и землетрясение, но этих бедствий я не соединяю с идеей моего рождения». Петя был третьим мальчиком в семье Сокальских. В 1830 году родился Иван - будущий профессор истории и политической экономии, в 1831 году - Николай, впоследствии  публицист и издатель газеты «Одесский вестник». Дед и бабушка мальчиков любили музыку, и эта наклонность была ими развита во внуках. Они наблюдали за дедом, который был дирижёром по профессии , когда он управлял оркестром и получали первые понятия о гармонии.  Став старше, они научились играть на различных инструментах.

Маленький Пётр некоторое время безвыездно жил в деревне вместе с матерью, которая была неизлечимо больна. Когда мальчику исполнилось пять лет,  Ольга Петровна умерла, а шести лет его отдали в немецкую школу и с этого времени он стал привыкать к самостоятельности в своих занятиях, стараясь не отставать от старших братьев.

Спустя несколько месяцев после поступления в школу «маленький Сокальский», как его называли товарищи, не знавший до этого ни одной буквы и ни одного слова по-немецки, уже бойко разговаривал на этом языке и даже довольно верно писал и переводил. В восемь лет он оказался вполне подготовлен по всем предметам для поступления во второй класс пансиона Зимницких, одного из лучших частных учебных заведений Харькова. В пансионе Пётр учился превосходно, не отличаясь при этом усидчивостью, и хотя не всегда выучивал уроки, память и сообразительность выручали его. Выделяясь среди товарищей своими способностями, он, тем не менее, не вызывал к себе вражды и зависти. Живой и весёлый мальчик был в школе общим любимцем, закончив её в тринадцать лет. Целых  три года ему предстояло провести дома, так как поступить в университет в таком возрасте было невозможно. Юноша составил для себя строгую программу занятий, прочтя в журнале, что так сделал великий учёный Бенджамин Франклин. Трудно  было мальчику весёлого нрава держать себя в таких строгих рамках. Ни отец, ни мачеха не контролировали его, а братья сами были ещё очень юными. Петр усердно посещал публичные лекции при Харьковском университете по естественным наукам и сельскому хозяйству, и когда в 1848 году был зачислен в университет,  сразу стал своим среди студентов, хотя и самым молодым по возрасту. Занимался он в университете, где существовали бесплатные музыкальные классы, и музыкой.

В 1852 году Сокальский, окончив  курс в университете, работал над кандидатской диссертацией по химии. Будущее  юноши было весьма неопределённым. Он записал в дневнике: «Хотя окончившему курс университета и открыта дорога на все четыре стороны, но вряд ли кто захочет воспользоваться этим преимуществом, которым пользуется и всякий нищий». В это время старший из братьев - Иван Петрович - был уже назначен преподавателем в Одесский (Ришельевский) лицей. Ему удалось уговорить отца отправить младших братьев тоже в Одессу, чтобы  там хлопотать им о службе. В начале сентября Пётр и Николай прибыли в Одессу. Начались хождения по чиновникам с ходатайствами о назначении. Но что-то не сложилось...  И Пётр направился в Екатеринослав, где был назначен в гимназию старшим учителем естественных наук - ботаники, зоологии и минералогии. Вскоре Пётр Петрович - приветливый, общительный человек, отличный пианист - был принят во многих домах Екатеринослава, стал любимцем дам, постоянным участником и посетителем любительских концертов. И, тем не менее, общество екатеринославцев не удовлетворяло его.  Как и прежде, Пётр Петрович поверяет  заветные мысли своему дневнику. В январе 1853 года он пишет: «Узким показался мне их мир  и неприятно сжалась душа при мысли, что, может быть, год или два придётся провести в их компании». Ему недоставало семьи, домашней заботы, любимых занятий. Летом этого же года Сокальскому удаётся вырваться из Екатеринослава. Он снова  едет в Одессу и получает назначение старшим учителем Второй гимназии. Преподавая историю, Сокальский поставлен в крайне неловкое положение.  Прочитав две лекции, он убеждается в том, что у него, молодого естественника, не хватает подготовки вести курс чуждой ему специальности. Он снова хлопочет о другой должности и получает ещё более нелепое назначение - инспектора еврейских школ. Будучи заведенным в тупик, Пётр Петрович уходит в отставку и возвращается в Харьков для работы над диссертацией на соискание степени магистра химии. Перед ним открывается заманчивая для начинающего учёного перспектива - занять место адъюнкта по химии, затем стать профессором Харьковского университета. Но в это время Сокальский страстно влюбился и именно эта любовь помогла осуществиться его заветной мечте - уехать в Петербург.   Его возлюбленной стала Аннет Мейер, преподавательница французского языка в  пансионе, девушка 27 лет, отличавшаяся большой независимостью характера и самостоятельностью суждений.

Места в Петербурге, впрочем, Сокальскому опять не нашлось и он вынужден был устроиться репетитором-гувернером к богатому помещику в Тверскую губернию. Получив хорошие отзывы, осенью 1856 года  он получил предложение от российского генерального консула Нотбека отправиться с ним в Америку в качестве личного секретаря и домашнего учителя его детей. Вернулся на родину Пётр Петрович через два с половиной года уже вполне определившим своё призвание человеком.  Он нашёл себя в журналистике и музыке. Поселившись в Одессе, где жили его оба старших брата, Сокальский стал сотрудничать в газете «Одесский вестник», издаваемой Николаем,  в качестве помощника редактора и фельетониста.  «Одесский вестник» выходил в те годы не каждый день, но в каждом номере появлялась статья Петра Петровича. Блестяще владея многими европейскими языками и обладая способностью быстро ориентироваться в любом материале, он возглавлял ещё и иностранный отдел газеты. То есть, помимо фельетонов, обзоров и статей, он ещё обязан был заполнять информацией из-за рубежа целый раздел газеты. Плодовитость Сокальского была поистине беспримерной: его статьи и фельетоны занимали в каждом номере подвал, два, а иногда и три. Выступал он и как литературный критик.  Тираж от года к году возрастал. В конце 1863 года Сокальский сообщил подписчикам (их тогда насчитывалось около трех тысяч), что в будущем году «Одесский вестник» будет выходить шесть раз в неделю и объем его будет увеличиваться. Газета всесторонне отражала политическую, экономическую, культурную жизнь не только города, но и всего края. «Одесский вестник» был весьма авторитетен, на него ссылались многие отечественные и зарубежные издания. После смерти Николая Петровича в 1871 году редакторское кресло  на пять лет занял Петр Петрович.

Во многом благодаря Петру Сокальскому  решилось одно из основных дел его жизни - образование в Одессе Музыкальных классов, которые в дальнейшем было преобразованы в Музыкальное училище,  на содержание которого Городская дума выделяла 5 тысяч рублей ежегодно, а затем -  в консерваторию.  Тогда же при Благородном  собрании возникло Одесское музыкальное общество, при котором был организован любительский хор. О цели классов говорилось так: «...Честь выпала на долю Одессы - во всём следовать за столицами и не отставать от их движения вперёд в деле музыкального образования...  Само дело показывает, что Одесса после столиц действительно третий город России по своему стремлению к образованию, по разнообразию своей умственной и экономической жизни».  В первый год в классы поступило более 20 человек. За обучение уплачивалась небольшая сумма (5 рублей в месяц), ученики имели право бесплатно посещать репетиции и концерты. А через два месяца после начала их работы при Обществе изобразительного искусства также открылась музыкальная школа, где обучали пению по итальянской методике, существовали классы фортепиано, других музыкальных инструментов, а также классы гармонии и композиции. Понимая, что преодолеть преграды на пути индивидуального развития музыкального образования не удается, деятели культуры Одессы пошли по пути, который был пройден другими городами, открыв отделение «Императорского российского музыкального общества» (ИРМО).

Что касается консерватории (ныне - Одесская государственная музыкальная академия), то    она стала четвертой в Российской империи после Санкт-Петербургской, Московской и Саратовской. Официальной датой рождения считается 8 сентября 1913 года. Однако идея создания в Одессе высшего музыкального заведения родилась задолго до этого события. Она витала в кругах городской интеллигенции и представителей искусства и была высказана в 1858 году на страницах «Одесского вестника». В своей статье «Об учреждении в Одессе консерватории музыки и пения» С.Рогали, уверенный в том, что город не может надеяться на субсидию правительства, предложил свой план получения средств для устроения консерватории: организовать филармоническое общество, члены которого должны были бы платить ежегодно 15 - 25 рублей взносов, планировался также доход от концертов общества и благотворительных спектаклей театральных трупп, работающих в Одессе. Поначалу этот план считался утопическим, кроме того, не было фундамента - профессионального музыкального учебного заведения, на базе которого можно было бы открыть консерваторию. Этот замысел  блестяще осуществил  Петр  Петрович Сокальский.   Но только через 35 лет после его смерти был получен ответ от столичных чиновников, где, в частности, сказано: «...Одесса как третий по населению город империи, будучи к тому же центром интеллектуальной жизни юга России, а также Крыма и Кавказа, при крайне выгодных климатических условиях, которые особенно способствуют успеху вокального преподавания, имеет все права на основание в ней высшего музыкального учебного заведения».

История каждого учебного заведения неотъемлема от памяти о тех, кто вышел из его стен и создал ему славу. Среди воспитанников ОГМА, у истоков создания которой стоял неутомимый труженик музыкальной нивы Пётр Сокальский  - всемирно известные имена: Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Белла Руденко, Галина Олейниченко, Николай Огренич, Константин Данькевич и многие другие.

Традиции академических школ, основанных Петром Столярским, Витольдом Малишевским, Ольгой Благовидовой, Константином Пигровым, Людмилой Гинзбург, продолжают и нынешние педагоги. Сегодня в академии работают 3 академика, 31 профессор, 10 докторов, 46 кандидатов наук, 8 народных артистов, 29 заслуженных артистов, 3 заслуженных работника культуры, 20 доцентов. В стенах музыкальной академии учатся около восьмисот студентов.

Сокальский был не только основателем и директором музыкальной школы, но и читал интересные лекции по истории музыки. Он формально не входил в состав педагогов школы, курс лекций читал бесплатно. Он при жизни, как и после смерти, всегда умудрялся оставаться в тени  официальной жизни общества, никогда не быть на виду... 30 марта 1887 года Пётр Петрович, весёлый, энергичный, нагруженный пасхальными подарками для своих четверых ребят, подошёл к  дому по улице Ямской (ныне - Новосельского), 38, в котором прожил много лет и упал на его пороге бездыханным.

В Одессе Сокальский стал не только ведущим музыкальным репортером, просветителем, общественным деятелем города и всего Южного края, но и выдвинулся в официально признанного в России украинского композитора. Ему принадлежат оперы «Мазепа» (1859), «Майская ночь» (1863), «Тарас Бульба» (1878), свыше сорока романсов на стихи украинских поэтов, кантат и фантазий.  В 1903 году увидели свет составленный им сборник «Малороссийские и белорусские песни»,  ряд теоретических работ. Музыкальный мир Одессы помнит одного из тех, кому обязан своим величием и всемирной славой.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31