22 марта 1862 года в Одессе родился Леонид Осипович
Пастернак - талантливый художник, представитель русского модерна, самобытный
график и живописец, отец будущего лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака. В истории искусства не так много художников, о которых можно
сказать, что у них была счастливая судьба. К этим немногим можно с полным
основанием отнести Леонида Осиповича Пастернака. На вопрос «Как Вам живется?»
он обычно отвечал: «Я не живу, я рисую». Как всякий большой художник, Пастернак
был глубоким психологом. Созданные им портреты, помимо сходства с моделями,
передают их характер, внутренний мир, при этом живописец был одинаково
убедителен, изображая людей самого разного возраста - от раннего детства до
глубокой старости. Незаурядный талант рисовальщика и портретиста помог
Пастернаку возродить в России в начале ХХ века искусство иллюстрации, графики и
офорта. А ещё его успеху способствовали верность натуре и мягкость характера.
Он всегда искал добро и умел его находить, ощущая гармонию жизни...
Леонид Пастернак появился на свет в бедной еврейской семье,
хотя, согласно семейным преданиям, среди его предков были жившие в 15-16 веках
в Португалии прославленный философ и политический деятель дон Исаак Абрабанель
и его сын - поэт Иегуда. Отец будущего художника содержал постоялый двор на
окраине города. Его мать Лия не владела грамотой, но была умным и сильным
человеком. На ней лежали все заботы о семье и домашнем хозяйстве, которое
содержалось в образцовом порядке. Леонид был пятым (и самым любимым) ребенком в
семье из шести детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Брат
Леонида Давид, умерший в возрасте семнадцати лет, тоже проявлял большие
способности к рисованию. Способности к рисованию проявились у мальчика очень
рано, но родителей его увлечение «малеванием» только раздражало: они болели за
него душой и хотели, чтобы «он вышел в люди» - стал аптекарем, доктором или
присяжным поверенным, безжалостно уничтожая все попадавшие им под руки рисунки
и наброски Леонида. Тогда мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и
разрисовывал ими и пол, и стены. В возрасте семи лет он получил от соседа -
дворника свой первый заказ - нарисовать несколько картин на охотничьи темы.
Заказчик, которого Леонид Осипович впоследствии шутливо называл «моим первым
Лоренцо Медичи», остался очень доволен работой и заплатил юному художнику пять
копеек за каждую картину.
Леонид Осипович на всю жизнь запомнил одесские рынки,
пахнувшие рыбой, медовыми пряниками и смазанными сапогами, и обитателей
постоялого двора отца - обедневших помещиков, крестьян окрестных деревень,
мелких торговцев и коммивояжеров. Один из постояльцев отца привлек гимназиста
Леонида к сотрудничеству в одесских сатирических журналах «Сверчок», «Маяк» и
«Пчелка». Так, в журнале «Пчелка» был опубликован в 1879 году рисунок
Пастернака «Босяк», о существовании которого напомнил художнику много лет
спустя М.Горький при их встрече. Любя родителей, Леонид внешне покоряется им,
но продолжает рисовать тайком и даже поступает тайно в Рисовальную школу в
Одессе. Это был период противостояния, когда он мог надеяться только на свои
силы, никто не приходил ему на подмогу. И он проявил себя сильным человеком.
В 1881 году Леонид закончил престижную Ришельевскую гимназию
и, по настоянию родителей, поступил на медицинский факультет Московского
университета. Очень быстро Пастернак убеждается в том, что медицина не является
его призванием, и уже в 1882 году подает заявление о приеме в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества. Однако попытка оказалась безуспешной, так
как единственная в этом году вакансия досталась дочери Льва Толстого Татьяне.
В 1883 году Пастернак переводится на юридический факультет
Новороссийского университета в Одессе. Этот перевод был связан как с нелюбовью
к медицине, так и с тем, что студенты этого университета имели право
беспрепятственно покидать страну. Воспользовавшись этим, Леонид Осипович
уезжает в Мюнхен и поступает по конкурсу в Королевскую Академию художеств, в
класс известного живописца Л. Хертериха. Через два года вдохновенного и
напряженного труда, становления его профессионального мастерства он заканчивает
с медалью натурный класс Академии и в этом же году экстерном - юридический
факультет Новороссийского университета, после чего в течение года проходит обязательную
военную службу вольноопределяющимся в артиллерии, где каждую свободную минуту
посвящает рисованию.
После службы Леонид едет домой, в Одессу, и здесь
знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому
времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман (это о ней на одном
из концертов в Москве, где еще девочкой она играла Шопена, Рубинштейн сказал:
«Вот как надо это играть!» и поздравил юную пианистку). В 9 лет она
самостоятельно дирижировала оркестром, а в 16 лет уже была профессором Одесской
консерватории. Сегодня этот факт удивляет, а тогда для этого не требовалось
никаких особых формальностей, а просто умение преподавать и какая-то внутренняя
сила. Все это у нее было.
Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году, этот брак
оказался на редкость счастливым. И как свадебный подарок - еще удача: на
выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину «Письмо с родины», ее
покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.
Это дало возможность Леониду совершить поездку в Париж, о
которой он мечтал всю жизнь.
После поездки стиль
художника несколько изменился, его кисть и карандаш стали более свободными и
изысканными. Пастернак начинает применять новую технику - сочетание темперы и
пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более выразительными,
естественными и динамичными, они передают настроение изображаемой модели или
пейзажа.
Через год в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий
замечательный поэт и прозаик, автор романа «Доктор Живаго». На очередной
выставке передвижников весной 1893 года картина Леонида Пастернака «Дебютантка»
привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки
становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник
рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и
физическим трудом, слушающего музыку и читающего свои произведения. Многие
картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее.
Пастернак создал также замечательные иллюстрации к «Войне и миру» и
«Воскресению», которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на
Всемирной Парижской выставке 1900 года.
Л.Пастернак был также одним из лучших иллюстраторов
произведений Толстого. Помимо «Войны и мира», он сделал 33 иллюстрации к роману
«Воскресение». Они были созданы в течение шести недель в 1898 году,
одновременно с завершением произведения писателем; каждая из них обсуждалась с
Толстым и была им одобрена. Эти иллюстрации экспонировались в Русском павильоне
на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где удостоились медали. Спустя
много лет после смерти Толстого, художник писал: «Подводя итоги прошлому,
вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем за-служил я счастье,
дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного
человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и
писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в
разговоре со мной Н.Ге заметил: «Толстой Вас любит - это большое счастье».
К этому времени Леонид Пастернак уже профессор
прославленного Московского училища живописи, ваяния и зодчества и останется на
этом посту более четверти века, возглавляя вначале фигурный, а затем натурный
классы. На этот пост он был лично утверждён главой совета училища великим
князем Сергеем Александровичем. Укрепилось материальное положение семьи, где к
1902 году подрастало уже четверо детей: два мальчика - Борис и Александр и две
девочки - Жозефина и Лидия.
Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия
художеств избрала его академиком живописи. Помимо преподавания, художник пишет
в эти годы много портретов выдающихся деятелей русской и европейской культуры и
политических деятелей. Так, на его полотнах запечатлены литераторы В.Брюсов, К.Бальмонт,
С.Рахманинов, И.Мечников, теоретик анархизма князь П. Кропоткин и многие
другие.
Дом Пастернаков стал одним из культурных центров Москвы, где
часто собирались художники и музыканты. Семью Пастернаков долгие годы связывала
крепкая дружба с художником Н.Ге и композитором А.Скрябиным. Помимо
преподавания, Леонид Осипович пишет портреты деятелей культуры и искусства:
Горького, Брюсова, Рахманинова. Замечателен групповой портрет детей Пастернака
«Поздравление», находящийся в Третьяковской галерее. Портреты эти отличались
особой точностью духовной характеристики портретируемых.
В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак
участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, был одним из
учредителей выставок «Союза русских художников». В противоположность
передвижникам, этот Союз был основан на принципах полной свободы творчества и
самовыражения его участников и объединял столь не похожих друг на друга
живописцев как В.Суриков, А.Васнецов, В.Поленов, К.Коровин, В.Серов, М.Врубель.
В 1914 году по просьбе благотворительных организаций,
занятых сбором средств жертвам войны, Пастернак создает плакат, изображающий
раненного русского солдата. Несмотря на неодобрение Николая II, считавшего, что
персонажу не хватает мужественности, работа получила широкое признание, и
миллионы ее копий разошлись по всей стране. Интересно, что через несколько лет
этот же плакат был использован первым советским правительством для прямо
противоположной цели - наглядной антивоенной пропаганды.
Обе революции 1917 года Леонид Пастернак встретил
сочувственно. Сохранился портрет
В.И.Ленина его работы, сделанный в 1921 году. В первые послереволюционные годы
Пастернак участвовал в ряде выставок, таких как 1-я Государственная выставка
гравюр (Москва, 1919 г.).
Однако жизнь в столице становилась все труднее. В 1921 году Леонид Осипович и
его супруга Розалия уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась
операция глаза, а у его жены нашли сердечную недостаточность. С ними едут
дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.
Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили
советские паспорта. Но судьба не предоставила им возможности возвратиться в
СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных
тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и
откладывает свое возвращение. Сыновья несколько раз приезжали к ним. В
феврале-марте 1923 г. Борис Пастернак навестил своих родителей в Берлине. Во
время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из
лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в Третьяковской
галерее).
В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею
знаменитостей. Здесь им написаны портреты художника Л.Коринта, писателя
А.Ремизова, поэта Р.М. Рильке, композитора С. Прокофьева, физика А. Эйнштейна.
В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака,
его картины покупаются. В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер,
наступает мрачная эпоха нацизма. Жить в таких условиях ему казалось диким, это
был человек, созданный высокой гуманной культурой. Он не был религиозным, но
вместе с тем ценил все человеческие ценности и видеть костры из книг для него,
естественно, было невыносимо, не говоря уже о прочем. Леонид Осипович начал
переговоры о возвращении в Советский Союз. Они продолжались довольно долго, но,
к сожалению, не увенчались успехом, потому что он ставил одно условие, которое
казалось ему простым. Он хотел, чтобы по возвращении на родину была обязательно
осуществлена на постоянной основе экспозиция его картин, отражающая его
творческий путь. Вопрос с помещением для экспозиции и оказался той проблемой,
из-за которой он так в конце концов и не вернулся. Он не спешил, но спешила
история... В 1935 году вышли Нюрнбергские законы, после чего жить в Германии
стало особенно нетерпимо. А тут еще вмешалась судьба.
Младшая дочь Лидия вышла замуж и переехала в Англию, откуда
всячески звала родителей к себе. Вопрос был решен, они уехали в Англию, в
Лондоне была устроена выставка картин Пастернака, но тоже не на постоянной
основе. Кроме того, пришлось продать довольно много произведений, чтобы
устроить эту выставку. 23 августа 1939 года от сердечного приступа скончалась
супруга Пастернака, и Леонид Осипович переехал к Лидии в Оксфорд. Несмотря на
эту тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжал работать. Так, в
военные годы им были созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон,
дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом»; «Пушкин и няня».
Его последней работой был незаконченный портрет В. И. Ленина.
Леонид Осипович дожил до самого конца войны, до Победы. Он
жил в каком-то смысле вместе с Родиной, неизменно радуясь всем нашим
достижениям. В своём творчестве он, безусловно, был интернационалистом, внеся
большой вклад в развитие отечественной и европейской культуры. Незадолго до
своего ухода Пастернак писал: «Искусство мое обладает одним преимуществом перед
словом, литературой: оно - международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок,
пейзаж, портрет - будь он написан шведом, французом, русским или евреем -
понятен всем, и нам пока не нужен особый язык, особое искусство. Быть оно может
только на родной своей земле, ибо всякое искусство исходит из родной жизни и им
живет... Искусство - источник. И всякий жаждущий, независимо от национальности,
может утолить жажду свою из него. Придет время, и эти родники разрастутся в
большую реку, и потечет она на радость всему человечеству».
Он умер в Оксфорде 31 мая 1945 года на 83-м году жизни. Сегодня
работы художника представлены во многих музеях Европы и частных коллекциях
Америки, Азии и Австралии.
Леониду Осиповичу Пастернаку было многое дано судьбой:
любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник
и в то же время та-лантливая пианистка. Способные и красивые дети, один из
которых - гениальный писатель. Его деятельность как художника признана и
отмечена многими странами. Он был любим Толстым, что выпадало на долю очень
немногих. Счастливая судьба Леонида Пастернака была им полностью заслужена.