Личность Василия Васильевича Навроцкого (1851 - 1911 годы)
весьма примечательна. По происхождению дворянин, он родился в Кременчуге, а воспитание
получил в полтавской гимназии. Отец был чиновником Кременчугской провиантской
комиссии и арендатором земли под Кременчугом, где владел собственным имением. Но
однажды налет крыс на их хлебные поля полностью уничтожил урожай, семья разорилась,
а юноша отправился в Одессу для «приискания» работы. В южной столице Российской
Империи он поступил в типографию Петра Францова, где исполнял скромную
должность экспедитора. Однако уже спустя несколько лет, в ноябре 1873 года,
23-ехлетний Василий Навроцкий приобрел у губернского секретаря, редактора и издателя
«Новороссийского телеграфа» Александра Серебренникова право на издание газеты «Одесский
листок объявлений».
Говорят, что позже Навроцкий признался: для открытия своего
дела он имел в наличии всего 5 рублей, однако поход по торговым фирмам за
сбором объявлений для еще не его газеты принес ему за несколько дней примерно
1500 рублей. Постепенно «Одесский листок объявлений» превратился в известную
газету «Одесский листок». В последующие годы Василий Васильевич прилагает
усилия, чтобы расширить издание. И спустя 7 лет его газету «признают»
официально, разрешив ей печатать правительственные распоряжения, телеграммы из
русской и заграничной жизни, внутренние известия из России и коммерческую
хронику. В том же году газета получает новое название - «Одесский листок».
Позже она становится ежедневной. Так небольшая справочная,
торговая и биржевая газета в руках Василия Навроцкого превратилась в самое
большое провинциальное издание Российской империи. Ведь уже в 1876 году ее тираж
составлял 3000 экземпляров. А сам издатель все свои силы отдавал своему детищу,
оберегая его от нападок свирепой цензуры, обеспечивая газету средствами и
литературными силами. В «Одесском листке» были сгруппированы лучшие авторские силы
провинции. Его страницы несли читателям такие имена авторов, как П.Н.
Боборыкин, В.М. Дорошевич, А.И. Амфитеатров, И.Ф. Василевский-Буква, Д.Д.
Минаев, В.И. Модестов, Л.Е. Оболенский и Барон Икс (С.Т. Герцо-Виноградский).
Изначально газета была подцензурной, но с 1905 года было разрешено выпускать ее
без предварительной цензуры, а тираж издания рос постоянно и в I914 году достиг
20000 экземпляров.
Газета приносила владельцу солидную прибыль, что позволило в
1892 году построить собственный дом на Ланжереновской, 8, где помещались
редакция, контора и типография. В этом же здании открывается бесплатная
читальня для подписчиков газеты и кабинет для чтения.
По случаю окончания строительства 26 октября состоялось
торжественное освящение дома, на котором присутствовали Маразли, представители власти,
печати, артисты и много именитых гостей. По отзывам присутствовавших, кабинеты
для чтения хорошо освещены, удобно меблированы и производят прекрасное
впечатление. Отметим попутно, что в построенном доме Василий Навроцкий устроил
электрическое освещение, что было довольно смелым новшеством по тем временам.
Кстати, благодаря Навроцкому в 1891 году в Одессе появился
первый автомобиль: возвращаясь из поездки по Франции, Василий Васильевич привез
автомобиль, один из первых экземпляров в последующем знаменитой фирмы. Следует
отметить, что это был первый автомобиль в России.
В сентябре 1891 года он впервые продефилировал по
Дерибасовской на чуде заморской техники - «самобеглой» коляске французской
марки «Панар-Левассор». Для пущей безопасности впереди автомобиля Навроцкого
бежал наемный мальчишка с флагом, громким криком предупреждая зевак об
опасности. Большинство историков по сей день спорят о том, какой именно марки
был этот автомобиль. По одной версии - «Daimler» или «Benz». По другой -
французский «Panhard & Levassor». Путаница вызвана, скорее всего, тем, что
на «Panhard & Levassor» устанавливались двигатели «Daimler». В «Одесском
листке» поместили фотографию этого транспортного средства как иллюстрацию к
заметке о развитии автомобилестроения.
В автомобиле Василия Навроцкого было всего два места и
напрочь отсутствовал руль. Вместо него был рычаг, похожий на те, которые
используют в лодках. Взявшись за него обеими руками, водитель с трудом
поворачивал авто в нужную ему сторону. Деревянные колеса со сплошными каучуковыми
шинами производили характерный громкий стук по булыжной мостовой, который вкупе
с рычанием четырехтактного мотора наводил ужас на обывателей. Именно поэтому
первому одесскому автовладельцу было строго-настрого запрещено выводить свой
экипаж на городские улицы по ночам.
Предельная скорость у первого российского автомобиля была
всего-навсего 30
километров в час, которую развивал мотор мощностью
четыре лошадиные силы. Немногим позже в «Одесском листке» была опубликована
статья с гневным фельетоном о том, что за нарушение общественной безопасности и
«чрезмерную» скорость - около 25 километров в час - владелец автомобиля
получил строгое внушение от околоточного пристава.
Так Одесса стала первым городом необъятной Российской
империи, где появился первый автомобиль и был применен первый штраф за
превышение скорости. Дальнейшее развитие автомобильного дела в Одессе
напоминало эпидемию - автомобилями грезили все, начиная от последнего портового
биндюжника заканчивая отцами города.
Навроцкий активно использовал автомобиль не только для
собственного удовольствия, но и для работы - он доставлял журналистов и
фотографов на место событий раньше конкурентов. Позже машина получила
постоянную прописку в редакционном гараже. Стоит отметить, что в Петербурге
первый автомобиль появился в 1894 году, в Киеве - в 1897-м. В 1904 году
был организован Киевский клуб автомобилистов. К 1911 году в городе
насчитывалось 78 автомобилей, в 1912 году их было уже 166, а к концу 1913-го -
328. На Всероссийской выставке в Киеве в 1913 году одной из самых крупных
экспозиций стал автомобильный отдел, где было представлено 56 машин.
Василий Навроцкий был весьма видной фигурой одесского
общества и журнальной жизни города. Он поддерживал все прогрессивные силы и
течения. От природы был очень способным человеком, одарен незаурядной энергией,
потрясающей работоспособностью, обладал даром инициативы, за что его в шутку
называли «одесским американцем». В течение нескольких четырехлетий Василий
Васильевич состоял гласным Одесской городской Думы, уполномоченным городского
кредитного общества, а когда Дума сделалась черносотенной, он порвал с нею
всякие отношения. Также он слыл и меценатом, был почетным попечителем в одной
из женских гимназий, членом общества литераторов и ученых, членом-учредителем
Федоровского общества печатного дела в Одессе, почетным членом общества
правильной охоты, попечителем бондарной артели.
Он был известен своею благотворительностью и добротою. В
1898 году, когда отмечался 25-тилетний юбилей «Одесского листка», на
торжественном обеде, где присутствовало 400 сотрудников и различных гостей, он
предложил учредить приют для престарелых и неспособных к труду тружеников
печатного слова Юга России, без различия национальности, вероисповедания,
звания и класса, пожертвовав тут же 3000 рублей. Открытая подписка,
предложенная градоначальником Зеленым П.А. среди гостей, дала свыше 8000
рублей. В дальнейшем Навроцкому удалось на сие богоугодное дело собрать до 100000
рублей. Убежище для неимущих тружеников свинцовой армии, получившее название
имени А.С. Пушкина, было сооружено на 3-ей станции Среднефонтанской дороги.
Кроме того, за собственные средства Василий Васильевич содержал в городе
бесплатную столовую для неимущих литераторов и журналистов.
6 мая 1911 года Василий Васильевич скончался от аневризма
сердца. Работал он до последней минуты своей жизни, не обращая внимания на
предупреждения врачей и не принимая пищи в течение нескольких дней. Покойный
все свое имущество, дом, дачу и газету завещал жене Софье Матвеевне Навроцкой,
которая в дальнейшем продолжила
его дело, но это уже другая история. Похороны Василия Навроцкого
проходили при огромном стечении народа. Его уважали, любили и любезно принимали
на всех уровнях общества. Две особые колесницы везли около ста венков с прочувственными
надписями: «Газетному Льву», «Доброму и отзывчивому человеку и учителю» и
другими подобными... И это было справедливой оценкой жизненному пути человека,
который был примером для многих и тогда, и сейчас.