Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

ЛЕГЕНДЫ РАССВЕТА

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 17.07.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Маринеско Александр Иванович

В жизни каждого человека бывают и взлеты и падения. Александр Иванович Маринеско прошел тяжелый жизненный путь, на котором были награды, забвение, два года тюрьмы и период крайней бедности.  Много лет неприметно и тихо проработал он в различных коллективах, где никто не догадывался, какая у него была боевая, героическая биография! Он ничего не боялся ни на море, ни на суше, но если в море был расчетлив и хитер, то на берегу не знал ни умеренности, ни осторожности. Прямой, самостоятельный, порой дерзкий, береговое начальство его не любило, да и он их не особо жаловал.

Отцом Александра был Иона Маринеску - румын, уроженец города Галац. Он работал кочегаром на румынском королевском флоте. Красивый и гордый как само море. Дисциплина во флоте была строгой, а души и думы простых матросов нисколько не интересовали офицеров - боярских сынков. Один раз Иона столкнулся одним из офицеров, которому показалось, что матрос при встрече с ним вроде бы не очень быстро отступил в сторону, и глаза его «изволили смеяться». Это не понравилось офицеру и он дал Маринеску пощечину и тут же получил ответный удар. Иона сразу посадили в карцер и скоро должен был состояться трибунал. Друзья матросы помогли Ионе бежать и так Маринеску оказался в Одессе. Изменив в фамилии последнюю букву на «у» и, полностью сменив имя на «Иван Алексеевич», бывший матрос начал новую жизнь. В Одессе Александр Иванович Маринеско женился на украинке и вскоре родился сын - Александр.

Саша был смел и прямолинеен как отец, который всегда учил сына говорить правду. 

«Близкие люди за правду не убьют, а только накажут. А чужим не ври, чтобы не подумали, что Маринеско - трусы!»- так говорил он.  Поэтому Александр, можно сказать. Уже с детства был готов к морской службе. И после школы по протекции соседа - старого боцмана - его взяли в команду каботажной посудины, под гордым названием - «Севастополь», который ходил между черноморскими портами. В четырнадцать лет Саша впервые вышел в рейс и увидел крымские и кавказские берега. Через некоторое время, его откомандировали в школу юнг, где Маринеско освоил азы матросской специальности.   В период обучения в морском техникуме Александр проходил практику на знаменитом паруснике «Товарищ». Как-то, во время перемены, кто-то глянул наверх и ахнул: Саша, взобравшись на самую высокую площадку 20-метровой мачты, делал стойку на руках. Вот так, вся его дальнейшая жизнь, можно сказать, была стойкой на руках над бездной...

После окончания «мореходки» (народное название техникума), Александра назначили на пароход «Красный флот», возивший зерно. Помощником капитана Саша стал в двадцать лет, а после этого - молодого моряка призвали в ряды военно-морских сил. Он был откомандирован в Ленинград, где ему было присвоено офицерское звание. Сашу направили на курсы комсостава. Окончив школу юнг, а в тридцатые годы, и Одесское мореходное училище он стал плавать на пароходах в Черном море. Как штурман дальнего плавания он был призван в ВМФ. Александр попросился на подводную лодку.

Александр Маринеско был истинным одесситом своего времени, его неистребимый дух вольницы колобродил в жилах. Будучи вспыльчивым и заносчивым, в разговоре с начальством он всегда умел «вставить свой пятак». Саша был прекрасным командиром (до войны подводная лодка М-96, которой он командовал, два года подряд объявлялась лучшей на Балтийском флоте) и его очень любили и уважали подчинённые. Так сложились обстоятельства, что в начале войны, Маринеско со своим экипажем не удалось поучаствовать в военных действиях. Первый  приказ поступил лишь в августе 1942 года. Задача была - выйти в море на поиск и уничтожение кораблей противника. В этом же первом боевом походе их подлодка потопила вражеский транспорт водоизмещением 7000 тонн! За этот поход орденами Красного Знамени были награждены четверо членов экипажа, орденом Красной Звезды - восемь старшин и матросов, а все остальные боевыми медалями. Александр Маринеско 13 ноября 1942 года был награжден орденом Ленина.                                                           

Говорят, что когда лодка М-96 под командованием Маринеско возвращалась с похода домой, ее обстреляли свои, думая что это враг. Александр вовремя дал команду на погружение и всплыл в аккурат между дозорными катерами. Стрелять, не причинив вреда друг другу, катерники уже не могли и были вынуждены до конца выслушать не слишком лестное мнение о себе, выдержанное в колоритных одесских интонациях. Еще был случай, когда Маринеско отказался выводить лодку без своего талисмана - старой шапки. Как оказалось, вестовой выбросил ее на помойку, где она и лежала до тех пор, пока ее не вернули хозяину. Один раз, Александру Ивановичу не понравилось, то как его встретили в порту и он прямо у пирса отдал приказ погрузиться. Как рассказывают, экипаж сутки отмечал удачный поход прямо в прочном корпусе, не обращая внимания на попытки командования до него достучаться. Была и послевоенная выходка Маринеско, которая стоила ему карьеры командира подлодки. Командиры субмарин, за потопленные вражеские транспорты получали неплохое денежное вознаграждение. Именно на него, Александр в Финляндии приобрел автомобиль марки «Форд». Не захотев с ним расстаться, он приказал машину укрепить на верхней палубе героической «С-13», и она на удивление всем успешно «переехала» через Балтику. Это повергло в шок не только политотдел бригады подплава, но и политуправление флота.

Фатальным для Маринеско и его команды стал случай в Турку, Финляндия.

В новогоднюю ночь 1945 года, когда еще действовали законы военного времени, Маринеско и его приятель Лобанов - командир плавбазы «Смольный», сильно загуляли в иностранном порту. Командование прознало, в ресторане какой гостиницы отдыхают офицеры ушедшие в самоволку и прислало за ними посыльного. Но Александр Иванович  прогнал посыльного и остался с приглянувшейся ему хозяйки гостиницы до утра. Их наказали: Лобанов оказался на передовой, а Маринеско ушел в поход с напутствием «не возвращаться без победы» (во-первых, к тому времени, заменить его было некем - все командиры средних лодок уже погибли, во-вторых, служба на подлодке считалась страшнее штрафбата - были случаи, когда люди, закрытые в отсеках сходили с ума).

Вернулись из похода с победой, потопив самый крупный суперлайнер германского флота «Густлов» и  военный транспорт «Штойбен». Это были самые крупные единовременные потери для германской армии за всю войну - на обоих кораблях находилось свыше 8 тысяч человек. До этого считали, что самая крупная морская катастрофа - это гибель «Титаника»( погибло 1513 человек). В результате атаки «С-13» Маринеско погибло 7700 человек и она вошла во все военные учебники СССР как образец идеально спланированного нападения подлодки. Этой атаки не было бы, если бы командир Маринеско, вопреки приказу, не сменил в море курс. 20 дней «С-13» курсировала впустую в заданном районе, «охотился». Цель обнаружили ночью в районе Данцигской бухты, в Балтийском море, огромный корабль в окружении 6 эсминцев охранения. Александр Иванович Маринеско приказал всплыть. Началось преследование судна в надводном положении, чтобы под покровом темноты обогнать корабль и выйти на точку прицела. Из двух дизельных двигателей был выжат максимум мощности - 19,5 узлов в час, -  и через два часа бешеной гонки в штормовую погоду, двигаясь параллельным курсом, лодка вышла на угол атаки и остановилась для удара.

«Вильгельм Густлоф» - гигантский лайнер в длину 208 м, в ширину 23,5 м, ход 15 узлов. На момент атаки на его борту находился цвет фашистского подводного флота - 3700 обученных специалистов-подводников, экипажи для 70-80 новейших подлодок, готовых к полной блокаде Англии (британские власти были так благодарны Маринеско, что еще при жизни хотели увековечить его память статуей из чистого золота).  Помимо спецназа, на лайнере  находились и высокопоставленные чиновники - генералы и высший офицерский состав, вспомогательный женский батальон - около 400 человек. Среди избранников высшего общества - 22 гаулейтера земель Польских и Восточной Пруссии.  Выжить удалось только 988 человек. Уничтожение гигантского лайнера нанесло непоправимый удар по флоту фашистской Германии.

Учитывая «провинность» Маринеско, он в награду получил вместо звезды Героя орден Красного Знамени. Экипаж тоже не был особо награжден, лодка стала краснознаменной. Через много лет государственного забвения, в перестроечное время о Маринеско вспомнили. Газета «Известия» инициировала сбор подписей за присвоение ему звания Героя. Согласно Постановлению ЦК КПСС, с 1965 года было запрещено присваивать это звание за заслуги в минувшей войне, для Маринеско стал исключением.

Награду «Золотая Звезда» Александр Иванович получил 5 мая 1990 года, на юбилей Победы над фашистской Германией. Награда так долго шла до героя потому, что после войны, Маринеско оказался «надломленным». Служить ему на флоте с такой внутренней неустроенностью было невозможно - все сплелось в один клубок - неприязнь начальства, сплетни и дрязги бытового плана, зависть некоторых из вчерашних соратников - командиров подводных лодок. Последовало увольнение с флота. Некоторое время после, он еще плавал на гражданских судах. Несмотря на то, что до 1933 года Александр работы на гражданском судне, возвращение на торговый флот он переживал очень болезненно. После того как он устроился в институт переливания крови заместителем директора по хозяйственной части, дело кончилось судом и тюрьмой. Руководство института не устраивал кристально честный моряк, поглощенный строительством собственной дачи. Офицер был неопытен в хозяйственных тонкостях и ему была устроена ловушка - устно было дано распоряжение выдать сотрудникам по нескольку брикетов списанного торфа. Потом от устного распоряжения отреклись, и Маринеско стал - «расхитителем социалистической собственности». За это сфабрикованное преступление он был осужден на три года.  Наказание отбывал вместе с  бывшими полицаями и карателями на Колыме.

Освободившись, Александр Маринеско работал грузчиком, топографом, а потом пришел на завод «Мезон», где заслужил немало благодарностей. Портрет бывшего подводника висел на Доске почета. Коллегам о своей войне не рассказывал. Один раз, хозяйка квартиры увидела однажды орден Ленина и поинтересовалась откуда он. «Была война, - ответил коротко командир, - многие получали». Только 4 октября 1963 года, когда писатель Сергей Смирнов по Центральному телевидению рассказал о подвиге капитана третьего ранга Маринеско, на заводе ахнули. Никто и не знал какой герой с ними работал. На тот момент Маринеско уже был болен раком и жить ему оставалось чуть больше месяца... Зрители, увидев правдивый рассказ о всеми забытом капитане подводной лодки «С-13», присылали в конвертах  деньги на его лечение, но было слишком поздно...

Западные издательства посвящали ему огромные исследования, статьи, научные работы, и везде его называли не иначе, как подводник № 1. Александр Иванович Маринеско скончался в полной нищете 25 ноября 1963 года, в Одессе. В коммунальную ленинградскую квартиру, где в комнатке размером в 10,2 квадратных метра доживал свои дни Маринеско, набилось больше ста человек. Похоронили скромно, как и положено православному воину.  Мать Маринеско Татьяна Михайловна пережила сына на 12 лет. Жила в Одессе тоже в «коммуналке», на девятом десятке лет за дровами и водой ходила во двор и пенсию получала - 21 рубль. Таким был Великий Герой, забытый Родиной...

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31