Новости  Одесские дела  Знаменитые одесситы  Какие мы евреи...  Галерея  Ссылки 

Вход для пользователей

Популярные фото


старая Одесса

Автор: Андрей Валерьевич Прядко
Дата снимка: 00.10.2009
Комментарии

назад в прошлое

Автор: Selyna
Комментарии

Моя Дианочка после окончания Junior High, выпускной вечер

Автор: одесситка
Дата снимка: 25.06.2004
Комментарии

Браз Осип Эммануилович

22 января 1873 года в Одессе родился Осип Эммануилович Браз - известный живописец, гравер-офортист, литограф. В будущем он стал известен как художник сложной творческой и еще более драматичной человеческой судьбы. Отмеченный признанным знатоком живописи, российским искусствоведом А.Н.Бенуа как один из лучших портретистов своего времени, сегодня он незаслуженно забыт. В своем творчестве художник, наряду с другими мастерами объединения «Мир искусства», пытался в новых условиях возродить традиции русского парадного портрета.

Осип Браз, будучи по отзывам окружающих необычайно талантливым мальчиком, сразу после окончания гимназии в 1889 году поступил в Одесскую рисовальную школу, которой руководил Кириак Костанди, где получил первоначальное профессиональное образование. Продолжил он занятия живописью в 1891-1894 годах в Мюнхене в частной школе знаменитого венгерского художника Шимана Холлоши и в классах рисунка Мюнхенской Академии художеств. Из Германии начи­нающий художник переехал в Париж, где получил доступ на так называемую Champ de Mars - оппозиционную выставку крупнейших передовых художников, которые боролись за новое искусство. Затем Браз отпра­вился в Голландию, где изучал творчество «старых» голландцев и знакомился с современным европейским искусством. После возвращения он поступил в Петербургскую Академию художеств, в мастерскую Ильи Ефимовича Репи­на. Здесь Браз сблизился с молодыми живописцами, вошедшими вскоре в художественное объединение «Мир искусства» (а в нём состояли и такие видные художники как А.Васнецов, М.Врубель, Б.Кустодиев, И.Левитан, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, В.Поленов, М.Сарьян), и впоследствии стал постоянным участником его выставок. Браз был виртуозным рисовальщиком; в своем живописном стиле соединив традиции русского психологического портрета с новой, широкой и несколько поверхностной, даже «лихой» манерой, возникшей, вероятно, под влиянием модных тогда на Западе художников А. Цорна и Дж. Уистлера. Вскоре Браз выработал шаблонный тип салонного, главным образом женского портрета, пользовавшийся неизменным успехом у публики. Художник и искусствовед А. Бенуа остроумно называл его «мирискусственником», но отмечал присущую этому художнику уже в ту пору зрелость вкуса и «европеизм»: «Ему, получившему европейское образование и хорошо знавшему классическую живопись, уже нечему было учиться в Академии, у Репина нужно было лишь получить звание». Впрочем, как и во все времена, у всех талантливых людей были свои «доброжелатели». Несмотря на положительные отзывы А. Бенуа, такой корифей кисти как М. Нестеров называл Браза «ловким мастером-кустарем, но не художником».

В 1896 году Браз удостоился диплома Петербургской академии художеств и получил зва­ние классного художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений. Вы­полненные им портреты ху­дожников Д.Кардовского и Е.Мартыновой заслужили высокую оценку критики, причём последний приобрел сам П.М. Третьяков. Он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А.П.Чехова.

Портрет Чехова, над которым художник работал в 1897-1898 годах (причём писатель позировал по два раза в день!), удостоился противоречивых оценок современников, но является сейчас единственным прижизненным законченным портретом классика рассказа. Оконча­тельный вариант этого произ­ведения был написан в Ницце. Критика упрекала худож­ника за будничность, с которой он представил Чехова. Только Бенуа особо отме­чал, что будущие поколения будут благодарить автора за объективный «документ».

Интересна дальнейшая история этой картины. Чехова не стало более ста лет назад. Он умер 15 июля 1904 года в Баденвейлере, маленьком немецком городке, по дороге в Италию. Курорт Баденвейлер, основанный еще римлянами для лечения ревматических заболеваний, не был тем единственным местом, которое могло бы принести облегчение поражённым смертельным недугом легким Чехова. Город был скорее случайным пунктом на последнем пути писателя. Но со временем оказалось, что Судьба распорядилась Случаем со всей присущей ей дальновидностью, и крошечный курортный поселок стал европейским центром памяти великого русского писателя. Уже через четыре года после смерти Чехова сюда прибыли его родные, друзья, почитатели и воздвигли памятник на самой красивой площади в центре города. Бронзовый Чехов смотрел со склона горы
Бургберг на долину Рейна и соседний Эльзас.

Открытие первого памятника проходило в июле 1908 года и имело большой отклик в обществе. А для установления культурных связей между царской Россией и Германской империей этот акт имел большое значение. Вплоть до середины 1914 года у памятника произносились пламенные речи о мире и благе обоих народов, но в 1914 году грянула Первая мировая война, и бронзовый Чехов был отправлен на переплавку. Остался лишь гранитный постамент с надписью.

На долгие годы некогда тесные общественно-культурные связи России и Германии прекратились. А возобновились они в 50-е годы по инициативе местных властей, которые в самый разгар «холодной войны» начали собирать уникальные материалы и создали архив Чехова. В городе о Чехове напоминает очень многое: это самая первая в мире памятная доска писателю, расположенная на балконе чеховской комнаты тогдашним владельцем гостиницы «Зоммер» Глёзером сразу после кончины писателя. Это памятный камень, установленный в год смерти Антона Павловича, но самое главное - это «Чеховский салон» - музей, открытый в 1998 году по инициативе городских властей.

Огромные окна-стенды «Чеховского салона» привлекают гостей и жителей города в музей, всегда открытый и никем не охраняемый. Сюда можно зайти в любое время и побеседовать с великим писателем - его портрет встречает посетителей у входа. Это первая точная копия знаменитой картины Иосифа Браза из Третьяковской галереи, написанная в 1988 году по заказу федерального президента Германии Рихарда фон Вайцзекера и Михаила Горбачева. Она передана в дар музею в 2001 году.

Под влиянием «мирискусственников» художник обратился к графике, занимался литографией и офортом, в частности выполнял портреты и пейзажи. Большой популярностью пользовались изысканные портреты Браза, написанные им интерьеры, которые отличала свободная и элегантная манера живописи. Им была создана целая галерея портретов русских художников конца XIX - начала XX вв.: Л. Пастернака, А. Соколова, К. Сомова, К. Первухина, И.Гинц-бурга и других.

В то же время ху­дожник много работал на заказ. Он специализировался на жен­ских портретах, которые вы­полнял по одинаковой, но мод­ной на рубеже веков схеме: да­ма сидит в кресле, смещенном к краю рамы, и кисть ее руки свисает с подлокот­ника («Портрет графини Е.М.Толстой»). Изве­стность О.Браза росла. В 1900-1905 он давал частные уроки в своей студии на Мой­ке, среди его учеников была ставшая впоследствии очень известной Зинаида Серебрякова.

...В 1910 году никому не известная Серебрякова представила на выставке Союза русских художников ряд портретов, пейзажей, этюдов крестьянского быта. Её выступление, столь неожиданное, вызвало восторженные отклики, но настоящий фурор произвёл автопортрет «За туалетом». Картина, казалось, была выполнена с необычайной лёгкостью и быстротой. С полотна на зрителя смотрела счастливая, гармоничная женщина, своей красотой и уютом дома защищённая от сурового внешнего мира. В 1910‑е годы, когда искусство декларировало ломаные линии и изломанные судьбы в предчувствии катастроф, картина Серебряковой поразила современников своей детской непосредственностью и восторженностью перед будущим.

Зинаида рано научилась работать акварелью, добиваться чистоты цвета и тона. А сделал из неё художницу Осип Браз. У него Серебрякова проучилась два года. Известный портретист мало занимался учениками, направив все свои усилия на заказы и заработки, и всё же в мастерской Браза Зинаида заметно усовершенствовала свой рисунок. Учитель ввёл специальный предмет «Копирование картин Эрмитажа», что позволило студентам не только изучить приёмы письма старых мастеров, композицию, колорит, но и вникать в суть творческого замысла художника.

В 1907 году Браз уехал во Францию, где прожил до 1911-го. Новейшие достижения французского искусства оказали влияние на его творчество: живописная манера Браза стала еще более свободной, а колорит - насыщенным. В таком ключе исполнены его пейзажи Крыма, Бретани и Финляндии, относящиеся к 1910-м гг. Художествен­ные занятия Браз совмещал с коллекционированием. Еще в юности он увлекся голланд­ским искусством XVII века и со­брал значительную коллекцию. Вторую страсть художника со­ставляла бронза Ренессанса: плакетки - небольшие релье­фы из бронзы или драгоцен­ных металлов, образки и стату­этки. Собирательство не могло не отразиться на творчестве мастера, и Браз написал картину «Интерьер» - сво­его рода образ кабинета соби­рателя, наполненного вещами из прошлых эпох и произведе­ниями искусства. В 1914 году живописца единогласно избрали академиком императорской Академии художеств.

Осип Эммануилович был прекрасным знатоком живописи. В 1916 году его как специалиста включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа, а в 1918 - назначили хранителем голландской живописи музея. Одним из шедевров своего собрания - картиной Ж.-Б. Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства» - Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал ее и определил авторство. Работа в Эрмитаже оказала влияние и на его собственное творчество. Под впечатлением от голландского искусства XVII века в начале 20-х годов он создал целый цикл «кухонных» натюрмортов, отмеченных простотой натуры, четкой лаконичной композицией и сдержанностью колорита: «Натюрморт с медной ступкой», «Натюрморт с голубым кувшином», «Натюрморт с белой салфеткой». Его произведения хранятся в Третьяковке, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской и Самарской художественных галереях.

В 1924 ху­дожник был арестован по целому ряду ложных и откровенно нелепых обви­нений - в скупке картин для вы­воза за границу, осведомлении англичан о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже, после чего он на три года был за­ключен в печально известный СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения, а его коллекции национализиро­ваны. Как выяснилось впоследствии, обвинение в шпионаже основывалось на том, что он посещал германского генерального консула в Петрограде. Полтора года Браз не получал известий от своей семьи в Германии, и только перед самой отправкой на Соловки получил письмо от старой прислуги о том, что самые близкие ему люди бедствуют и что оба сына умерли в Берлине.

Осип Браз попал в СЛОН летом 1924 года. Осень же 1925 года очевидец описывал так: «Вступив на соловецкий берег, мое внимание привлекли по виду голодные, измученные, оборванные заключенные, работавшие на пристани. Оказавшись ближе, я нашел среди них знакомых, которых видел год назад в Петроградской тюрьме, некоторые из них сидели даже в одной камере со мною... Среди сходящих с баржи с ящиками груза, едва держась на ногах, был художник, профессор Браз, бывший вице-президент Императорской Академии художеств. Я был с ним в августе 1924 г. в Шпалерной тюрьме (для подследственных ГПУ). Браз находился на острове уже больше года. Его поместили в особую роту, поручив работу, связанную с архитектурой. За два месяца до моей встречи с ним на пристани кто-то и что-то донес на Браза, и его направили на тяжелые штрафные работы в порту, затем он был «помилован» и помещен в 10-ю конторскую роту. Ежедневно старого заслуженного профессора посылали делать зарисовки соловецкого лагеря, в частности сцены из жизни заключенных и наброски видов исторических церквей и монастыря. Тяжело переживая свое положение «придворного художника», Браз вынужден был подчиняться инструкциям начальства, изображая Соловки «потемкинской деревней». Его зарисовки предназначались для изданий, пропагандирующих райскую жизнь в лагерях и тюрьмах. Поэтому, кроме Браза, на Соловках был и «придворный фотограф».

Наверное, лагерный музей на Соловках, вычурно именовавшийся «музеем Соловецкого общества краеведения» - это один из самых необычных музеев, когда-либо существовавших. История его создания и судьба сотрудников, спасших для нас многие святыни соловецкой истории, содержат в себе немало героического и трагического. Браз оставил заметный след в истории этого музея. Он принимал активное участие в его создании, некоторое время был его заведующим, но в основном занимался памятниками, их зарисовками. Часть этих прекрасных рисунков сохранилась, находится в фондах музея Истории религий в Санкт-Петербурге.

Только в конце 1926 года он был освобожден по ходатайст­ву ленинградских художествен­ных обществ. Не желая больше искушать судьбу, Браз в 1928 году уехал в Германию к семье, а за­тем поселился в Париже. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать обширную коллекцию произведений искусства.

Любопытна эволюция статей о Бразе в Больших Советских энциклопедиях. В первом издании, в шестом томе от 1927 года напечатано: «Браз О.Э. - видный участник «Мира искусства», экспонировал также свои произведения на выставках «36 художников» и «Союза русских художников». Сочетая традиционализм с элементами импрессионизма и модерна, стал одним из видных русских живописцев-портретистов начала века. Автор строгих и продуманных пейзажей, интерьеров и сдержанно реалистических портретов». Во втором издании БСЭ (том шестой, 1951 г.) дана уже втрое урезанная заметка о Бразе, из которой узнаем, что: «В двадцатых годах Браз эмигрировал за границу, где писал преимущественно пейзажи и натюрморты, не создав ничего значительного. Умер в 1936 г.». В третьем (последнем) издании БСЭ Браз вообще не упомянут. Так проходит земная слава (особенно если её идеологически корректируют)...

В 1932 году русский эмигрант, член Славянского института, профессор Карлова университета Николай Львович Окунев начал создавать архив и галерею славянского искусства. Русские мастера с радостью поддержали инициативу искусствоведа. Они передавали новой организации свои работы, а также посылали в Прагу анкеты с развёрнутыми данными о себе и коллегах. Так формировалась информационная база, которую Окунев в будущем надеялся использовать для составления словаря русских художников. Одним из первых произведений, прибывших в столицу Чехии, стало большое полотно Осипа Браза «Мост в Новгороде».

В 1926 году Осип Эммануилович провёл в этом северном крае персональную выставку, где представил пейзажи древнего города. Покинув Россию, Браз не оставил новгородской темы. Ориентируясь на свои эскизы, в 1930-м он устроил в парижской галерее Хиршмана экспозицию, посвящённую Новгороду, где впервые экспонировалась эта картина. Мотивом изображения стал зимний вид с торговой стороны на Кремль и Софийский собор, в картину вошла и металлическая конструкция моста, затем разрушенного во время Великой Отечественной войны. Бразу удалось передать эпический характер златоглавого храма, возвышающегося над кремлёвской стеной и отражающегося в холодной воде Волхова, уловил мастер и особенный колорит новгородского влажного воздуха.

Последние годы жизни Осип Эммануилович провел в Париже, где успешно занимался живописью, торговлей антиквариатом и коллекционированием (ведь знания и опыт - ценности универсальные). 6 ноября 1936 года Браз покинул этот мир. Он похоронен в городке Шантильи, близ французской столицы, но вдали от родной Одессы, которая подарила миру талантливого живописца. Одного из многих талантливых людей, которыми гордится Одесса.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)

Календарь событий

Новое в блогах

Рейтинг блогов

Рейтинг публикаций

Новые пользователи

Copyright © 2008 Я Одессит
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна
Разработка и поддержка — ТвойАдмин
  Одесса на Гудзоне Яндекс цитирования Обменный баннер Всемирного клуба одесситов 88 х 31