4 апреля 1890 года, в Одессе, родилась Людмила Николаевна
Алексеева, талантливый и самобытный педагог в области искусства движения,
основатель широко известной школы ритмики, пластики и сценической гимнастики.
Эта гимнастическая система подобна танцу. А ещё можно
сказать, что она - своеобразный театр. Театр одного актёра. И этим актёром
может стать каждый, потому что речь идёт о театре для себя, который не
предполагает зрителя. То есть, пожалуйста, приходите и смотрите. Никто не
запрещает. Но главным в этом процессе является не человек смотрящий, а человек
играющий, танцующий, бегающий, прыгающий. Человек радующийся. И подарила ему
эту радость наша землячка Людмила Алексеева. Она - создатель системы, которая
сегодня так и называется - «алексеевская гимнастика». Алексеева считала, что её
нужно постигать так же, как учат плавать: бросить в воду и пусть плывет. Все
движения, которым она учила, настолько естественны, что, если человек не
испорчен окончательно чем-то вычурным и манерным, он постепенно овладеет ими.
Тело как бы должно вспомнить то, что дано ему природой. Эта система
действительно общедоступна. Нагрузка строго дозирована, и свято соблюдается
принцип «от простого к сложному». Занятия идут под «живую» музыку - под
фортепьяно, что так приятно в век тотальной техники и искусственного звука.
Отец Людмилы Николаевны был военным инженером, мать - дочь
декабриста Михаила Бодиско, участника восстания 1825 года на Сенатской площади
- педагогом. В начале XX века семья переехала в Зарайск, где Людмила закончила
гимназию с золотой медалью. В этом городе она познакомилась с семейством
Голубкиных. Сёстры Голубкины часто устраивали любительские спектакли, в которых
принимала участие юная Людмила, а знаменитый скульптор Анна Голубкина, заметив
склонность девочки к движению, посоветовала ей пойти в известную в те годы в
Москве Школу пластики Эллы Книппер-Рабенек - последовательницы Айседоры Дункан,
преподававшей по предложению Станиславского пластику в драматической Школе при
МХАТе. Воспитанники школы много выступали как в России, так и за рубежом.
Вместе с ними Людмила гастролировала в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Нюрнберге,
Будапеште. Танцуя у Рабенек, Алексеева одновременно училась на Высших женских
курсах историко-философского факультета Санкт-Петербург-ского университета. В
1912 году она попала в самую гущу интеллектуальной и культурной жизни, которая
била ключом в так называемом «Доме песни» М.А.Олениной д'Альгейм. Тон там
задавали сама Мария Алексеевна и её муж француз Пьер д'Альгейм - литератор,
философ, поэт. Благодаря «Дому песни» Алексеева впервые попала в Париж, увидела
в Лувре скульптуру «Никэ», а в театре «Елисейские поля»- балеты Дягилева и
танцы Нижинского. Вернувшись в 1913 году из Парижа в Москву, Алексеева
«пустилась в свободное плавание» - создала собственную студию гармонической
гимнастики и начала сочинять этюды движения.
В те годы в Москве существовало множество разных школ и
классов пластики. На улицах часто можно было увидеть спешащих на занятия
девушек с чемоданчиками, в которых они несли специальную гимнастическую форму.
Их называли «пластички». На состоявшейся несколько лет назад в филиале
Бахрушинского Театрального музея выставке «Человек Пластический» (она, - к
сожалению, не в полном объёме, - перекочевала в новую Россию из Италии) можно
было увидеть интереснейшие рисунки и фотографии, посвящённые свободному танцу,
который был невероятно популярен в начале столетия. Среди прочих экспонатов
были и многочисленные фотографии знаменитого в те годы танцовщика Румнева, одно
время посещавшего студию Алексеевой (когда-то у неё занимались и мужчины), а
также самой Алексеевой и её студиек.
Начало века - эпоха славы Айседоры Дункан, время, когда
много говорили и писали о физическом вырождении человечества, о запущенности
тела, время создания новой гимнастической школы, когда теоретики гармонической
гимнастики Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак Далькроз, Жорж Демени ратовали за
сближение движения с музыкой, с искусством, время увлечения свободным,
естественным, раскованным движением. Не механистическим, не снарядовым,
характерным для немецкой и шведской гимнастики, не стеснённым жёсткими нормами,
как в балете, но таким, которое доступно каждому и в котором нуждается не
только тело, но и душа. А это возможно только при полном слиянии с музыкой,
когда музыка диктует единственно возможный жест. Об этом писал Максимилиан
Волошин в статье, посвящённой танцу (он имел в виду студию Рабенек, но его
слова можно полностью отнести к одной из «звёзд» этой студии Алексеевой и её
этюдам): «Музыка есть в буквальном смысле слова память нашего тела об истории
творения. Поэтому каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту,
где-то в памяти нашего тела сохранившемуся. Идеальный танец создаётся тогда,
когда всё наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый звук,
как его резонанс, будет рождаться жест». Именно это и происходило в студии
Алексеевой: каждый звук рождал жест - простой, естественный и, кажется,
единственно возможный. В зале звучала самая разная музыка, начиная с Баха, Шумана,
Брамса и кончая этюдами Черни, фокстротами и народными мелодиями. Урок был
чётко структурирован. Каждый этюд выполнял определённую гимнастическую задачу,
но, двигаясь, воспитанники, по их же отзывам, не думали ни о нагрузке, ни о
мышцах, а просто жили в музыке, испытывая радость от самого процесса.
Алексеева искала систему тренировки тела, отвечающую новому
этапу в развитии искусства движения. Не имея возможности тренировать тело в
естественной форме движения, преподаватели свободного танца в то время начали
использовать «классический станок», что приводило к эклектике. Алексеева это
хорошо понимала и проделала многолетнюю и кропотливую работу по созданию своей
школы движения. В противоположность другим, она шла к танцу от гимнастики, то
есть от разработки системы тренажа танцовщиков. Эта гимнастика и послужила
базой для её школы танца. Эту работу, шедшую под различными вывесками: «Студия
танца Л. Алексеевой», «Мастерская искусства движения», «Студия гармонической
гимнастики и танца», «Школа-лаборатория художественной гимнастики», она вела
всю свою жизнь. А в первые советские годы Алексеева работала в созданном
А.В.Луначарским Пролеткульте, где в 1918 году поставила свою первую большую
постановку-трилогию «Мрак. Порыв. Марсельеза».
Слитность с музыкой является одной из ярчайших особенностей
её системы движения. В этом она сближалась с музыкальным движением - методом
обучения свободному танцу, созданному одним из старейших отечественных
педагогов в области танцевальной работы с детьми и разработчицей метода
музыкально-двигательного воспитания Серафимой Рудневой, создательницей студии
«Гептахор». Алексееву отличали редкая музыкальность, способность схватить
тончайшие нюансы музыкальных образов, воплотить и передать их в движении. В
«алексеевской гимнастике» аналитические элементы превращены в законченные
этюды. Каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него
музыкальный этюд или отрывок. Это делает музыку не просто ритмо-звуковым
добавлением к гимнастике, а одним из важных слагаемых. Такое органическое
слияние музыки и движения, которое Алексеева называла «ритмической гармонией»,
совершенно необходимо, чтобы гимнастические упражнения превращались в маленькие
произведения искусства. Движения настолько сливаются с музыкой, что они кажутся
«как бы вытекающими из неё». Весь учебный материал представлен в виде этюдов
простых и сложных, и этюдов искусства движения. Каждый занимающийся является
исполнителем маленького произведения искусства.
Создавая свою систему, Алексеева черпала из многих
источников, но основным и неиссякаемым источником оставалась античность - время
наивысшего расцвета духовной и телесной культуры. Алексеева создала более
трёхсот этюдов. В набросках к своей так и недописанной книге она привела слова
Овидия: «Если у тебя есть голос - пой. Если у тебя мягкие руки - танцуй».
Ненапряжённое тело, плавность, слитность и непрерывность линии, античная
стойка, являющаяся исходной позицией для многих этюдов - вот основные признаки этой
на удивление цельной, абсолютно лишённой эклектичности, чётко разработанной
системы. За часовой урок человека как бы демонтируют, чтобы потом собрать из
более гибких и послушных частей. Каждый этюд - это законченная пьеса, имеющая
свою логику, своё развитие, свой сюжет и характер. Уроки Алексеевой были и
гимнастикой, и игрой, и соборным действом. Она добилась того, чего хотела: её
студия превратилась в «остров радости». Что бы ни происходило вокруг (а вокруг,
как известно, много чего происходило с 1913 года по 1964 - год её смерти), в
зале, арендованном для занятий, несчаст-ных не было. Во всяком случае, до конца
урока, а может, и немного после - пока не проходила та эйфория, которую
испытывал посвящённый. А посвящённым и сегодня может быть каждый, независимо от
возраста, координированности и таланта. Система Алексеевой демократична и
рассчитана именно на тех, кто любит движение, но непригоден для
профессионального спорта. Чтобы оценить её систему требуется одно - уровень
культуры и интеллекта, достаточный для того, чтобы почувствовать благородство и
красоту рисунка. В студии «алексеевской гимнастики» жизнь не откладывается на
потом, а происходит здесь и сейчас. Даже новички, впервые осознавшие, что у них
есть руки и ноги, с которыми не так-то просто совладать, испытывают на занятиях
радость.
Алексеева не признавала ни разрядов, ни зачётов, ни
соревнований. Что хорошо для большого спорта, то абсолютно противопоказано,
когда речь идёт о занятиях для себя. Совершенствуй своё движение, слушай
музыку, вспоминай то, что было дано тебе природой, и делай это, без натуги и
боязни от кого-то отстать, без оглядки на других - абсолютно бескорыстно - вот
основной принцип алексеевской системы, которая долгое время оставалась
полупризнанной как ересь. Много лет стучалась Алексеева в двери официального
спорта, пытаясь доказать необходимость гимнастики, доступной всем. Долго
пыталась объяснить, как нужна такая гимнастика женщинам и детям. Не слышали...
Хуже того - над системой издевались, считая её «буржуазной» и «декадентской».
«Нельзя насыщать лирический этюд жестами беспомощности и тоски» - писали в
одной из рецензий на выступление алексеевской студии в Колонном зале по случаю
Международного женского дня, - «...ей не вырваться из этого плена, пока в
основу этюда не будут положены чувства и переживания нового человека, передовой
советской женщины...».
Когда читаешь изданные учениками и последователями дневники
Алексеевой, её статьи, записи (книга называется «Двигаться и думать»), то ещё
раз убеждаешься, что нет пророка в своём отечестве. В годы парадов, маршей,
спортивных призов и побед гимнастика Алексеевой казалась нелепым реликтом,
анахронизмом, родимым пятном навеки исчезнувшего буржуазного прошлого.
Полунищее существование (она жила в коммунальной квартире в отгороженной досками
части девятиметровой комнаты - какой простор для апологета свободного танца!),
бродячая жизнь студии, вечный страх остаться без крыши над головой - вот
постоянный лейтмотив её дневниковых записей. И даже обретя в 1934 году статус
студии при Доме учёных (что произошло благодаря стараниям тогдашнего директора
этого Дома, жены Горького М.Ф.Андреевой), Алексеева, не имея в нём постоянного
помещения, всё равно вынуждена была скитаться.
Тем не менее, именно в эти годы она создала один из своих
шедевров - миниатюру «Интермеццо» на музыку Шумана, посвятив её
В.Ф.Комиссаржевской, которой восхищалась всю жизнь. В 1940 году она готовила
для Театра-оперы И.С.Козловского большую постановку - пантомимические сцены к
опере Глюка «Орфей» (у Алексеевой всегда была так называемая специальная
группа, где она разучивала с наиболее одарёнными ученицами этюды повышенной
трудности, которые иногда показывала на сцене). Постановка не была осуществлена
из-за войны. Последнее, что она сочинила - это посвящённый 400-летию
Микеланджело этюд на музыку Баха.
Алексеева, изучив методы великих предшественников, создала
свое, новое, неповторимое искусство. И все, что писал о Рабенек Волошин, он мог
бы написать об Алексеевой и ее школе. Он утверждал в своей статье, что «все
значение свое такая школа получит, когда воспитает поколение детей». Именно это
и сделала Алексеева. Невероятно повезло тем, кто попал на занятия к Алексеевой
в раннем детстве. Сейчас в Москве существуют группы, где преподают её «дети» и
«внуки».
Много лет подряд выезжала она в Евпаторию, где работала в
дет-ском костно-туберкулёзном диспансере с лежачими больными. Сохранились
фотографии, где прикованные к постели дети пытаются приподняться и повторить
жест Алексеевой. А жест её - воздетые к небу руки - настолько выразителен, что
не повторить его невозможно. Алексеева была из тех, за кем идут - сильной
личностью и яркой индивидуальностью. Она умела создать особую атмосферу на
уроке, которую трудно описать словами. Даже голос её обладал гипнотической силой.
И сегодня, слушая старые и несовершенные магнитофонные записи, сделанные на
уроках Алексеевой, можно ощутить воздействие ее голоса.
Она называла себя «режиссёром радости», «режиссёром жизни»,
и была таковым для очень и очень многих. Её школа - больше, чем просто
гимнастика. Это мировосприятие, это судьба. Наверное, именно поэтому её студия
выжила. Выжила несмотря и вопреки.
А её основательница Людмила Николаевна Алексеева умерла в
Москве в ноябре 1964 года. Будучи уже неизлечимо больной, она, отказываясь от
помощи, поднималась на пятый этаж школы на Цветном бульваре, входила в зал и,
полулёжа, вела занятия, давая команды всё тем же сильным, повелительным
голосом.
В 1965 году в английском журнале «Dancing times» и в
американском «Dance Scope» появились сообщения о её смерти. В Советском Союзе
же - ни звука, хотя творчество Алексеевой оказало большое влияние на развитие
искусства танца, пластики, эстрады и физической культуры в нашей общей стране.
Людмила Алексеева разработала такой метод занятий, который
захватывает всего человека и приносит радость от самого процесса занятий. Как
писала сама Людмила Николаевна в своей неопубликованной работе «Мысли о женской
гимнастике», преподаватель «должен быть подобен дирижеру оркестра, заражающего
своими чувствами исполнителей...». Эстетика Алексеевой созревала и складывалась
на протяжении более полувека. Ее гимнастика была создана таким образом, чтобы
ответить на потребность женщин в доступных и увлекательных занятиях.
Доказательством тому служит то обстоятельство, что «алексеевская гимнастика»
существует уже почти сто лет, и интерес к ней не ослабевает. И сегодня в Москве
существуют несколько групп, в которых ведут занятия ученики и ученицы учеников
Алекссевой. И, тем не менее, это не те масштабы, которых достойна уникальная
система. Она могла бы стать мировой школой, а ее знают лишь десятки людей,
которым посчастливилось набрести на такую группу.